Экскурсионная Прага приглянулась россиянам. Фото Сью Манус
За последний год в России доллар и евро подешевели в России почти на треть. Соответственно на треть стали дешевле и поездки за рубеж. При этом цены внутреннего туризма не снижались, а только увеличивались. В результате численность тех, кто собирается провести майские праздники за рубежом, сильно выросла по сравнению с прошлым годом. Вместо Крыма или Санкт-Петербурга многие россияне решили посетить Прагу или турецкие курорты.
О всплеске интереса граждан к поездкам за границу говорят почти все агрегаторы перевозок. «В этом году две трети самостоятельных путешественников из России проведут майские праздники за границей», – рассказывает менеджер по развитию Skyscanner в России Дмитрий Хаванский. В свою очередь, доля внутренних направлений среди всех бронирований на праздники по сравнению с прошлым годом сократилась и на данный момент составляет 32% против 37% в 2016 году. Так, популярность Сочи на майские праздники-2017 упала на 14%, Санкт-Петербурга – на 15%, а Симферополя – на рекордные 33%, следует из анализа Skyscanner. За тот же период зарубежные направления продемонстрировали колоссальный рост. В частности, Прага среди бронирований прибавила 35% по сравнению с прошлым годом. Заметно вырос спрос на Барселону (+40%) и Париж (+48%). Интерес к поездкам в Милан вырос в два раза.
В итоге если спрос на авиаперелеты по всем внутренним направлениям вырос всего на 15%, то по международным – в среднем на 30–35%, рассказывает директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес.
На фоне укрепления рубля снизилась и стоимость билетов по самым разным направлениям. Правда, на период майских праздников авиабилеты по России стоят на 7% дешевле, чем в прошлом году, а за рубеж – в среднем на 25%. Снизились цены и на проживание за рубежом. И все эти ценовые перемены сказались на предпочтениях россиян.
«Если в марте 2016 года доллар стоил около 70 руб., а евро – около 78 руб., то сейчас доллар – около 58 руб., а евро – около 62 руб. В финансовом плане путешественники стали чувствовать себя увереннее, что отразилось на росте спроса», – сообщает Гинес. «Укрепление рубля по отношению к другим валютам также имеет прямое отношение и к расходам туристов на месте. Для наших соотечественников по сравнению с прошлым годом траты во время путешествия сократились, и это также стало дополнительным стимулом к планированию отдыха», – объясняют в OneTwoTrip.
Схожие тенденции демонстрирует и организованный туризм. Как сообщил вчера Российский союз туриндустрии (РСТ) со ссылкой на данные сервиса Level. Travel, который продает туры от ведущих российских туроператоров, Россия не попала даже в топ-5 предпочтений россиян. В итоге треть всех российских путешественников выбрала Турцию. Далее в списке предпочтений оказались Таиланд (14%), Индия (12%), Греция (10%) и Кипр (9%). При этом на российские курорты было продано лишь 6% туров.
С подобными выводами соглашаются в Ассоциации туроператоров России (АТОР). «На майские праздники лидерами стали Турция, Греция и Кипр. В регионах за Уралом на первом месте Таиланд. В топ-5 вошла также Чехия, хотя это направление экскурсионное», – рассказывает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, подчеркивая, что российские направления оказались лишь на пятом месте. «Можно также отметить и растущий спрос на отдых в Грузии и Армении в майские выходные», – добавляет профессор Российского экономического университета им. Плеханова Елена Джанджугазова.
В среднем по рынку увеличение объема продаж по сравнению с прошлым годом можно оценить в 30%, говорят в АТОР. Прирост таких направлений, как Великобритания, Испания, Франция, Италия, – порядка 10–15%, Чехия – прирост в три раза, рассказала Ломидзе.
По мнению экспертов, укрепление национальной валюты не единственная причина бума на выездном туристическом рынке. «Немаловажную роль сыграло и насыщение рынка внутреннего туризма. В период ослабления рубля значительная часть туристов делала выбор в пользу отечественных направлений и сейчас ищет некоторого разнообразия», – замечает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. Сказывается и эффект накопленного спроса. «Большинство туристов довольно долго дожидались возможности съездить за границу, и поэтому сегодня мы видим такой бум продаж путевок по сравнению с 2016 годом», – считает доцент МГИМО Алексей Михеев.
Валютные изменения происходили не только в России, но и в Турции, Таиланде и других развивающихся странах. «Сегодня курс турецкой лиры к рублю ниже, чем в 2014 году, то есть до обвала рубля. И это делает путешествие в Турцию довольно приемлемым в ценовом плане», – уточняет Михеев.
Другая причина, по которой россияне, возможно, охладели к путешествиям по родной стране, – рост цен по внутренним направлениям. «Среднее повышение цен за последний год практически по всем объектам размещения в России оценивается в 15–20%. Эти данные в целом, в том числе и на майские праздники», – рассказывала Майя Ломидзе. «Операторы считают, что повышение цен в пределах 10% прошло бы совершенно незамеченным потребителем, но свыше этого порога рост цен становится ощутимым для потребителя», – подчеркнули в АТОР.
Конкурентное преимущество, которое внутренний туризм получил в результате девальвации, можно считать исчерпанным в результате негативного влияния инфляции и повышения стоимости услуг в отсутствие конкуренции, считает руководитель отдела продаж компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. «До конца года мы будем наблюдать дальнейшее восстановление спроса на выездной туризм», – резюмирует он.