Фото GettyImages
Потребление газа на Украине в с октября 2016 по март 2017 года составило 23,7 млрд кубометров, на 1,5 млрд кубометров меньше, чем в предыдущий отопительный сезон. И это при том, что в прошлые зимы потребление и так сокращалось.
Закачав в подземные хранилища рекордно низкие объемы газа – 14,7 млрд кубометров (из них физически можно было поднять только около 7 млрд кубометров) на начало периода отбора, Киев поставил себя в жесткую зависимость от капризов природы. Поначалу она была не слишком милосердна к Украине. Холода декабря и января сделали энергетический коллапс совсем реальным. Однако потом погода проявила милосердие - уже во второй декаде февраля холода кончились, на Украине резко потеплело, что и спасло от коллапса. Ведь это было самое опасное время с точки зрения отопительного сезона – производительность ПХГ к этому времени падает в связи с уменьшением запасов до минимума.
С середины февраля «Нафтогаз» относительно безболезненно для потребителей смог снизить отбор до 50 млн кубометров в сутки, а к концу последнего месяца зимы – до 20-25 млн кубометров. А за весь март из ПХГ было поднято 220 млн кубометров, при чем почти полмесяца в хранилища велась закачка, так что чистый отбор за прошлый месяц составил всего 100 млн кубометров (в прошлом году 1,5 млрд кубометров).
Но еще более мощным фактором, который ограничил потребление газа на Украине в минувший отопительный сезон, стало прошлогоднее решение правительства страны увеличить цены на газ для предприятий коммунального хозяйства и населения до уровня промышленных потребителей, которые уже давно платят премию к средней цене импорта. Несмотря на то, что нужды социальных групп потребителей, к коим относятся и домохозяйства, и теплокоммунэнерго, традиционно обеспечиваются за счет газа собственной добычи «Нафтогаза», которая составляет около 15 млрд кубометров в год, тарифы для них были привязаны к стоимости импорта. Причем импорта реверсного газа, оказавшегося по факту более дорогим ресурсов для украинской экономики, чем прямые закупки газа у «Газпрома».
Но Киев сознательно пошел на создание складывающейся ситуацию в связи с кредитом на закупку газа. Как сообщало в декабре прошлого года немецкое государственное агентство «Deutsche Welle»(DW), украинский холдинг "Нафтогаз" получил кредит в 500 млн долларов на закупку газа. В этих целях холдинг "Нафтогаз Украины" подписал кредитное соглашение с Citigroup Inc. и Deutsche Bank о получении кредитной линии для закупки газа на сумму 500 млн долларов.. При этом DW ссылается на заявление пресс-службы холдинга от субботы, 31 декабря.Как подчеркивается в документе, данная кредитная линия и возврат средств международным коммерческим фининститутам обеспечивается гарантиями Всемирного банка. Условия сделки будут действовать четыре года, два из которых необходимы на закупку сырья, два - на погашение кредита.
В "Нафтогазе Украины" поясняют, что корпорация продолжит приобретать энергоноситель по действующим контрактам, однако откажется от предоплаты в пользу "оплаты после поставки". Именно это обстоятельство в числе прочего позволило "Нафтогазу" избежать перебоев с поставками газа этой зимой. Это не первый кредит Украине на закупку газа.
В 2015 украинская корпорация получила возобновляемую кредитную линию на 285 млн евро (300 млн долларов) от Европейского банка реконструкции и развития на закупку газа у европейских поставщиков.
Но вряд ли заемных средств оказалось достаточно для решения текущих проблем с газоснабжением Украины.
Дело в том, что резкий рост цен на газ привел к сокращению его потребления . И это при том, что украинская промышленность и так почти в два раза сократила потребление газа. Конечно , в сокращении спроса на газ была политическая целесообразность. Так было проще решить задачу отказа от прямых закупок газа из России. Однако для экономики такая политика стала настоящим ударом и шоком. После серьезного падения в 2014-2015 годах украинская экономика получила шанс хотя бы оттолкнуться от дна, то удорожание газа негативно сказывается на конкурентоспособности целого сегмента отраслей. Прежде всего это химическая промышленность, и особенно производство удобрений.