По данным Центробанка, в 2016 году сборы страховщиков в сфере добровольного медицинского страхования (ДМС) увеличились на 6,9%. Что стоит за этими цифрами, каковы основные тенденции на этом рынке и как новые технологии способны изменить медицину, об этом корреспонденту «НГ» Александру МАЛЫШЕВУ рассказала заместитель генерального директора «Ингосстраха» Татьяна КАЙГОРОДОВА.
– Татьяна Юрьевна, какова ситуация на рынке добровольного медицинского страхования в нынешнем году, есть ли рост?
– Я бы сказала, что рынок находится в состоянии стагнации. В 2016 году на нем наблюдался рост, но он практически совпал с показателем медицинской инфляции, то есть с темпами роста стоимости медицинских услуг и медикаментов. По нашим оценкам, она была на уровне 8–9%. Произошло и перераспределение долей между основными игроками. 9/10 полисов, которые мы продаем, по-прежнему корпоративные. И многие компании, конечно, хотят сэкономить на ДМС, мало кто увеличивает бюджет на соцпакет для своих сотрудников.
– Как вы боретесь за клиентов в такой ситуации?
– Перед страховщиками, которые занимаются добровольным медицинским страхованием, стоит непростая задача – нужно сохранить стоимость полиса прежней, несмотря на медицинскую инфляцию. Здесь существует два основных инструмента, стараемся их комбинировать. Первый инструмент – это применение франшизы, а второй – структурирование самой программы ДМС, изменение набора услуг или списка клиник в соответствии с бюджетом компании. Мы всего год назад запустили программы ДМС с франшизой для наших корпоративных клиентов, и эти программы пользуются все большим спросом. При обращении в медицинское учреждение по полису с франшизой пациент самостоятельно доплачивает от 10 до 50% стоимости услуг. Он может доплачивать за медицинские услуги в случаях, когда количество его обращений к врачам перешагнет за какую-то планку, установленную работодателем, или при обращении в определенные клиники, – существуют разные варианты. Такие опции позволяют снизить или сохранить прежнюю стоимость полиса для работодателя и в то же время предоставить пациентам качественную страховую защиту.
– Вы упомянули, что сейчас частные лица составляют мизерный процент покупателей ДМС. Как вы думаете, можно ли изменить эту ситуацию?
– На мой взгляд, у ДМС для частных лиц есть довольно большой потенциал развития. Однако людям необходимо предлагать инновационные продукты, которые соответствуют их меняющимся потребностям. Скажем, сегодня все больше людей следят за своим здоровьем и стремятся принять превентивные меры, чтобы предотвратить заболевание. Мы, например, уже продаем полисы ДМС, по которым можно ходить в спортивный клуб и получить медицинскую помощь в случае, если экстренная ситуация все же произойдет. Среди сотрудников наших корпоративных клиентов есть достаточно большое количество людей, которые ведут здоровый образ жизни – это и спортсмены, и молодые люди до 25 лет. У них такая услуга очень востребована.
Мы также делаем акцент на wellness-услуги, недавно в рамках нашей сети «Будь здоров» открылась новая клиника в Сочи. Она предлагает не только лечение различных заболеваний, но и санаторно-курортные услуги – бальнеолечение, грязелечение, лечебная физкультура, массаж, различные виды мануальной терапии, иглорефлексотерапия. Кроме того, «Ингосстрах» планирует запустить страховой продукт, который называется «Вируснет» – страховым случаем по нему будет любое вирусное заболевание, грипп или ОРВИ. Причем по такому полису будет оказана медицинская помощь и в случае, если застрахованный получил осложнение от вирусной инфекции – например, на сердце или почки, или развилась пневмония. Такой полис будет стоить недорого, и мы планируем продавать его через Интернет. На мой взгляд, рынок ДМС для физических лиц в будущем может вырасти именно за счет подобных нишевых продуктов.
– Как вы думаете, какие глобальные тренды могут повлиять на рынок ДМС в ближайшем будущем?
– Однозначно главный глобальный тренд, который очень интересен – это телемедицина. Она уже начинает активно использоваться в практике лечебных учреждений. Например, у нас региональные пациенты клиник «Будь здоров» могут сделать все необходимые обследования на месте, пройти очный прием у врача, а затем получить второе мнение или консультацию редкого специалиста из Москвы или даже из-за рубежа. Пока все это происходит заочно, и развитие подобной технологии упирается в нюансы законодательства. Как только онлайн-консультации, скажем, с помощью видеоконференции приобретут легальный статус, это будет огромный технологический прорыв. Он позволит страховым компаниям сократить издержки и предложить гораздо более широкий спектр услуг.
Сейчас бурно развиваются IT-технологии, которые позволяют постоянно мониторить разные показатели человеческого организма – приложения для смартфонов, фитнес-трекеры, умная одежда и многое другое. С их помощью можно, например, контролировать уровень сахара в крови у диабетиков или отслеживать местоположение детей и пожилых людей. Если разработчикам подобных технологий удастся добиться широкого распространения и низкой себестоимости их использования, страховые компании смогут предлагать абсолютно новые продукты на их основе.