0
5092
Газета Экономика Интернет-версия

05.04.2017 20:54:00

Подъем ВВП заменяют разговоры о структурных реформах

Тэги: биржевой форум, москва, экономика, структурные реформы, минфин, бюджет, мэр, ввп, цб


биржевой форум, москва, экономика, структурные реформы, минфин, бюджет, мэр, ввп, цб Министр финансов Антон Силуанов и глава ЦБ Эльвира Набиуллина обсуждают пользу структурных реформ. Фото Сергея Фадеичева/ТАСС

На Московском Биржевом форуме, который приветствовал вчера Владимир Путин, действующие и отставные руководители экономического блока и ЦБ рассуждали о необходимых условиях для достижения высоких темпов экономического роста, на которые ориентирует чиновников президент. Но в речах не было и намека на готовность к координации ради экономического подъема. 

В Москве прошел юбилейный, 25-й по счету Биржевой форум. Министр финансов Антон Силуанов зачитал поздравление Владимира Путина и начал дискуссию с объявления, что Минфин может перераспределить часть расходов бюджета-2017 года в пользу образования и инфраструктуры. 

«Если мы говорим о том, что нам надо увеличивать расходы на инфраструктуру, на человеческий капитал, на интеллектуальную экономику, – это же во многом через бюджет делается», – сказал Силуанов. 

«Внутри бюджета мы видим, что сейчас есть возможность перераспределения ресурсов в образование, здравоохранение, инфраструктуру. Но не за счет снижения качества бюджета, не за счет раздувания расходов и увеличения дефицита и тем создания неопределенности для бизнеса, а именно за счет жесткой консолидации, жестких подходов к оценке эффективности расходов», – подчеркнул министр.

Оптимизм главы Минфина поддержал глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Орешкин. Российская экономика уже вошла в фазу активного роста, заявил он: «Экономика находится не на пути к росту, она уже вошла в новую фазу экономического цикла, уже активно растет. Понятно, что, если ничего не делать, этот рост не будет активным, он будет на довольно низких уровнях. Поэтому как раз то, что делаем мы, и то, что делает группа под руководством Алексея Леонидовича Кудрина, – это как раз поиск тех решений, которые могут долгосрочный рост вывести на другую траекторию. Понятно, здесь, я думаю, все сходятся, что более высокий уровень экономического роста, более устойчивый рост может быть достигнут только за счет активных частных инвестиций. Другого здесь не дано».

«С этой точки зрения необходимо создание как стабильной макроэкономической среды для бизнеса, так и микроэкономических условий – регуляторики, контроля и надзора, которые также должны быть стабильными и предсказуемыми», – добавил он. «Вторая история – вся экономическая политика должна повернуться лицом к инвестиционному процессу – речь идет и о деловом климате, и о налоговой политике, и о поддержке экспорта», – сказал Орешкин.

Третье направление, по его словам, связано с финансированием – «задача связана с качественной проработкой проектов, правильным распределением рисков и помощью в сопровождении проектов». Четвертое направление, отметил он, это наличие инфраструктуры и квалифицированных кадров: «Если двигаться по всем четырем направлениям, то инвестиции на это ответят и рост за этим последует».

Глава Сбербанка Герман Греф, который уже побывал в шкуре ответственного за рост ВВП Орешкина, мог позволить себе шутки и язвительные намеки. «Макроэкономика – штука консервативная, и поменять что-либо уже тяжело. Хотя можно поменять – например, цифра роста будет зависеть от того, кому будет подчиняться Росстат. Поэтому это единственное, что может повлиять серьезно на темпы экономического роста», – уколол экс-министр Орешкина, который, собственно, и добивался переподчинения себе Росстата.

Кроме того, Греф дал понять, что от нынешнего состава правительства особых успехов ждать уже нечего. По поводу 2017–2018 годов у экспертов Сбербанка нет никаких волшебных прогнозов, которые бы отличались от неоднократно озвученных: рост ВВП в пределах 1–2%.

«Все, по-моему, пришли к выводу, что кризис, в котором мы сейчас находимся, не циклический, а структурный. И, в общем, бороться с ним надо совершенно стандартным набором мер. Сегодня нет никакого другого средства, кроме как наконец заняться структурными реформами», – сказал Греф.

С его точки зрения, сегодня для повышения темпов роста  критически важно снижение доли госсектора. «Когда свыше 70% экономики – это госсектор, говорить о конкуренции и эффективной структуре экономики невозможно», – считает Греф. «Нужна приватизация», – подчеркнул он.  Среди других задач на ближайшие годы он выделил сокращение масштабов госрегулирования, внедрение проектных методов управления, а также диверсификацию экономики.

Изменение системы управления в государстве является ключевым условием для развития российской экономики, и это будет зависеть от нового правительства, заявил глава Сбербанка. 

«2030-й – год отсечения, мы должны быть готовы к тому, что цены на нефть пойдут вниз», – сказал глава Сбербанка. Сланцевая нефть уже стала «всемирным регулятором», быстро замещая выпадающие объемы традиционных ресурсов. «Не нужно ждать нового нефтяного бума, нужно сделать маневр в части опоры на интеллектуальную экономику», – заявил Греф.

Тему бесперспективности нефти поддержала и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, зависимость динамики российской экономики от цен на нефть невысока, так как увеличение цены на нефть до 60 долл. за баррель дает только 1 процентный пункт роста ВВП. «Мы считаем, что если не будет активных структурных преобразований, то потенциальный темп экономического роста – 1,5–2% при любой цене на нефть». Правда, она не прояснила, какие именно структурные преобразования имеет в виду.

Примечательно, что участники вчерашнего Биржевого форума не стеснялись в выражениях, критикуя своих идеологических оппонентов – авторов программы «Стратегия роста» от Столыпинского клуба или участников недавнего «полуподпольного» Московского экономического форума (см. «НГ» от 31.03.17).

Нынешние проблемы нельзя заливать деньгами – «нельзя, как некоторые псевдоученые призывают нас который год подряд, залить весь этот пылающий костер деньгами, – заявил Греф. – Костер будет еще более яркий».

Но и абсолютизация лозунга структурных реформ также становится объектом критики. «Необходимости структурных реформ никто не отрицает. Проблема заключается в том, что наши оппоненты превращают их в фетиш. А нам надо двигаться уже сейчас, и ни в коем случае нельзя ждать. Вот Орешкин говорит: «Устойчивый рост может быть достигнут только за счет активных частных инвестиций, и нужно искать способы, которые вывели бы инвестиции в экономику на новый уровень». Кто бы спорил. Мы, бизнес, эти способы видим. Мы их и предлагаем», – ответил «НГ» бизнес-омбудсмен Борис Титов.

«Совместно с экспертами ведущих центров, таких как ИМЭМО РАН, Институт экономики РАН, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Финансовый университет при правительстве, написали программу «Стратегия роста», в которой все предложения изложены. Это – доступные кредиты, инвестиционная поддержка производственных проектов со стороны государства, обуздание тарифов естественных монополий, радикальное уменьшение административного бремени для предпринимателей, большая финансовая самостоятельность регионов», – перечисляет Титов.

«Оценка состояния экономики с точки зрения роста или спада может быть сделана под разным углом и с использованием самых разных показателей, поэтому ничего удивительного, что одни говорят о ее росте, а другие о ее кризисе, – считает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – Заявления о необходимости структурных реформ делаются периодически, однако без какой-либо конкретизации они не имеют практического смысла. Часто словами о структурных реформах скрывают нежелание осуществлять «неструктурные», то есть небольшие, но важные преобразования».

«Нельзя сказать, что у экономического блока правительства и ЦБ нет ясного представления о причинах кризиса российской экономики, – эксперты все давно расписали, и причины всем известны. Однако проблема – в способах преодоления кризиса. Так, давно известная проблема с инвестиционным климатом связана с несовершенством законодательства в данной сфере и потенциальными проблемами на бюрократическом уровне, однако до сих пор никаких мер в этой области так и не принято», – подчеркивает эксперт.

«Рассуждая о структурных реформах, Набиуллина скорее всего имеет в виду переход на трехуровневую банковскую систему, значительное снижение учетных ставок, – пояснил «НГ» президент «Опоры России» Александр Калинин. – На мой взгляд, не стоит бояться рецессии, японцы жили с ней более 10 лет и все время искали наиболее эффективный выход. Этим же должны заниматься и мы: должны быть определены источники роста, обеспечена гарантия защиты рынков сбыта. Власть и бизнес только ищут эти драйверы роста. Жалко, что у нас пока нет общей стратегии, но это не мешает развиваться по уже понятным блокам задач».    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1810
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3793
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2844
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2318

Другие новости