Фондовый рынок КНР таит в себе множество угроз. Фото Reuters
Китайская экономика становится источником неприятных сюрпризов: все больше крупных предприятий в КНР признаются в неплатежеспособности. Если за весь прошлый год дефолты допустили менее 30 китайских компаний, то в 2017 году состоялось уже семь дефолтов. И в будущем случаи банкротства и неплатежеспособности будут появляться чаще, предупреждают эксперты. В зоне риска сегодня оказались крупные металлургические и угольные компании, которые вынуждены сокращать производства. Не исключено сокращение господдержки и других предприятий на фоне борьбы за власть накануне съезда китайской Компартии, где должен решиться вопрос сохранения лидерства председателя Си Цзиньпина.
С начала текущего года уже семь китайских компаний допустили дефолт по девяти облигациям, сообщает агентство Bloomberg. К примеру, за весь 2016 год дефолт по облигациям объявляли 29 компаний.
По мнению многих зарубежных экономистов, сегодняшние события в Поднебесной являются еще одним свидетельством специфики проблем старой китайской экономической модели, которая очень сильно зависела от тяжелой промышленности и строительства. «Тем не менее ситуация все еще далека от кризисной точки, количество дефолтов показывает, как усилия политиков повлияли на объем ликвидности для компаний, многие из которых стали жертвами этого процесса», – замечает СМИ.
Правда, подчеркивают эксперты, проблемы с платежеспособностью крупных компаний в КНР будут нарастать. «Темп роста дефолтов будет усиливаться. Компаниям может быть еще тяжелее продавать облигации, так как доходность корпоративных бондов может и далее расти, текущая премия не обеспечивает достаточной защиты против кредитных рисков», – приводит агентство слова ведущего аналитика China Merchants Bank Co Лю Донглянга.
Примечательно, что зарубежные аналитики давно предсказывали Поднебесной увеличение дефолтов по корпоративным облигациям. В частности, еще в 2015 году заместитель управляющего директора Moody’s Service в Гонконге Айван Чун указывал на такую возможность после того, как государственная сталелитейная компания Sinosteel пропустила выплату процентов. «Дефолт Sinosteel означает, что КНР ждет еще много реальных дефолтов по облигациям, в которых инвесторы могут не получить полную сумму возмещения», – говорил тогда представитель международного агентства, подчеркивая, что наиболее высока угроза дефолтов в угольной и сталелитейной отраслях КНР, а также среди компаний, которые занимаются строительством судов.
Сегодня эти слова выглядят пророчески. Так, четыре из девяти облигаций, по которым был объявлен дефолт, были выпущены компаниями, базирующимися в северо-восточной промышленной провинции Ляонин. Именно этот регион пострадал сильнее всего на фоне снижения в таких секторах, как сталелитейная и угольная промышленность, замечают в агентстве.
Вполне вероятно, что сегодняшние дефолты являются отражением недавнего решения китайских властей сократить производственную мощность сталелитейных предприятий и объемы добычи угля. Так, в текущем году Поднебесная намерена снизить производство стали на 50 млн т и угля на 150 млн т. Для сравнения: в прошлом году КНР сократили производство стали на 65 млн т, угля – на 290 млн т.
Подобные планы китайские власти объясняют необходимостью сократить избыточные мощности в этих областях так как предложение здесь значительно превышает спрос. Причем к 2020 году выбытие неэффективных добывающих мощностей в сталелитейной и угольной промышленности должно составить 150 млн т и 800 млн т соответственно. Кроме того, власти обещали закрыть или остановить строительство электростанций на угле, чтобы решить проблему избыточных мощностей.
Эксперты скептически относятся к решению китайцев. Подобная политика уже привела к снижению цен, что, с одной стороны, удерживает низкий уровень инфляции, а с другой – ведет к банкротству предприятий и сокращению рабочих мест.
Впрочем, опрошенные «НГ» эксперты пока не видят в дефолтах особых угроз для Поднебесной. «Китай – огромная экономика, до их пор сохраняющая одни из самых высоких в мире темпов экономического роста и, безусловно, имеющая ряд повышенных рисков в своей структуре», – соглашается гендиректор компании «Фридом Финанс» Тимур Турлов. По мысли эксперта, дефолты слабых заемщиков при таком масштабе рынка неизбежны. «Но они весьма ограничены, а некоторый всплеск дефолтов в первом квартале может быть объяснен не только системным охлаждением, но может быть связан как с ростом общего объема рынка, так и со стечением обстоятельств», – не исключает эксперт.
И, как показала практика последних лет, все финансовые угрозы, о которых говорили эксперты в Китае, не реализовались. «Не произошло обвала на фондовом рынке и краха финансовой системы. Не случилось обвала на валютном рынке, юань если и снижался к доллару, то очень медленно. Не увидели мы и масштабного спада китайской экономики, темпы роста ВВП, конечно, снижаются, но все равно они остаются очень высокими в сравнении с другими странами», – продолжает главный аналитик компании «Телетрейд Групп» Олег Богданов.
Однако эксперты не отрицают проблему долгов в китайской экономике. «И увеличение количества дефолтов в этом году является лишь следствием огромного объема долга компаний и корпораций. Также не стоит забывать и про муниципальный долг, взятый под инфраструктурные проекты, которые окупаются очень долго», – замечает аналитик компании «Финам» Богдан Зварич.
И если раньше китайские компании активно делали заимствования, то теперь, когда пришла череда дефолтов, они будут падать, как домино. «К тому же более мелкие компании вообще не могут привлечь деньги для рефинансирования долга и просто банкротятся», – говорит замначальника аналитического отдела компании «Солид» Азрет Гулиев. Учитывая же большую долю государства в китайской экономике, кризис может протекать очень быстро, лавинообразно, так как нет множества частных предприятий, которые бы брали удар на себя, адаптировались, менялись и воскресали. «Экономика с большой долей государства (более 70%) падает редко, но, когда падает, делает это быстро», – подчеркивает аналитик.
«Проблема китайской экономики еще и в том, что государство привыкло идти по проторенной дороге индустриального роста, долгие годы во главе угла стояло развитие промышленности, продовольственного сектора, а также легкой и текстильной промышленности», – замечает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «В какой-то момент компании из гигантов в промышленном блоке были на пике роста, это позволяло им выходить на мировые рынки, и все было бы хорошо, если бы не стагнация в промышленном секторе Китая и не фактор перепроизводства», – признает он, полагая, что КНР не допустит реальных банкротств крупных игроков.
У Китая уже накопились огромные долги. Фактически это такая старая тактика, когда долг используется для поддержания экономического роста, рассуждает эксперт по китайской экономике Гордон Чан. «Даже если ВВП растет, долг Китая растет в пять раз быстрее, чем ВВП. Пекин может обеспечить рост экономики, строя города-призраки и скоростные железные дороги в никуда, но это небесплатно и неустойчиво», – признавал он в интервью СМИ. По мысли эксперта, Поднебесная в текущем году должна провести фундаментальные экономические реформы. В противном случае страну ждет провал.
В прошлые годы крупные китайские компании оказывались банкротами после того, как они лишались господдержки после перераспределения власти в верхах. «Осенью этого года состоится съезд партии, на котором либо объявят нового лидера, либо Си Цзиньпин останется у власти. Это решающее событие», – напоминает Гордон Чан.