В декабре прошлого года президент РФ утвердил стратегию научно-технологи
Между тем, в России контролем и надзором в сфере интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков занимается специальное ведомство – Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), которая находится в ведении Министерства экономического развития РФ. Руководитель Роспатента Григорий Ивлиев едва ли не сразу после своего назначения в июле 2015 года делал громкие заявления о планах консолидации под крылом его службы всех контрольных функций в сфере интеллектуальной собственности, которые сейчас распределены по разным ведомствам. Так, в интервью ТАСС (22.09.15) он рассказывал, что вопрос о передаче функций от Минкульта, Минобороны, Минсельхоза, Минэка уже согласован с этими ведомствами, а Роспатент готовит стратегию развития интеллектуальной собственности в России. Ивлиев отмечал, что проект этого документа некоторое время назад был представлен Министерством образования и науки, но «общественность и бизнес он не удовлетворяет», поэтому, как сказал глава Роспатента, «мы будем готовить свой вариант». А, например, в интервью «Российской газете» (14.03.17) он говорил, что в течение года его ведомство может стать главным в сфере интеллектуальной собственностью в России. В обоснование смелых заявлений, в интервью ТАССу Ивлиев привел доводы о том, что «на сегодняшний день никто точно не знает, как оценивать интеллектуальную собственность и никто не знает, как она учитывается». Глава Роспатента говорил, что службой был взят курс на содействие созданию объектов интеллектуальной собственности и формирование соответствующего рынка.
При этом, как можно понять из выступлений Ивлиева, планируется распространить контрольные функции Роспатента на все области создания и оборота объектов интеллектуальной собственности. Федеральная служба в новом формате должна осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно – правового регулирования.
Возможно, глава ведомства так увлекся масштабированием своих полномочий, что ощутил себя будущим министром еще не созданного ведомства. Нужно сказать, что, по мнению части экспертов и участников рынка, концепция наделения Роспатента функциями мегарегулятора отрасли появилась не на пустом месте и некоторые ее корни уводят к Карену Маркаряну, бывшему сотруднику аппарата первого вице-премьера Игоря Шувалова. Подтверждения этому не представлено, однако, кто бы ни был драйвером реформы, судя по всему, глава Роспатента поторопился выдать желаемое за действительное.
Для начала, не все федеральные органы исполнительной власти согласились с этой амбициозной концепцией. Кроме того, согласно имеющимся документам, главное правовое управление администрации президента РФ посчитало создание единого органа в сфере интеллектуальной собственности на базе Роспатента преждевременным. Как сообщили «Известия» (17.06.16), аналогичной позиции придерживается Совет безопасности. Но самое главное: судя по тому, как сегодня работает Роспатент, этой службе, похоже, неплохо было бы навести порядок в его нынешней деятельности.
Например, в последнее время нередко возникают ситуации, когда некие группы людей, используя найденные в базе данных Роспатента забытые или редко упоминаемые товарные знаки с давним сроком регистрации, обращаются в Суд по интеллектуальным правам (СИП). Они жалуются на действия органа власти, который допускает государственную регистрацию в качестве товарных знаков и обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с уже зарегистрированн
А недавно даже Конституционный суд (КС), как можно понять, зафиксировал трудности Роспатента в осуществлении им в современных условиях обычных регулятивных функций.
Поводом для реакции Конституционного суда на действия Роспатента стало дело компании «Сигнум», которая обратилась в СИП, пытаясь признать незаконным бездействие Роспатента, выразившееся в отсутствии своевременной реакции по рассмотрению его возражения против подачи АО «Режевский кабельный завод» патента на полезную деятельность. Как можно понять из материалов дела, спор между компаниями, сопровождавшийся отсылками его участников к Министерству экономического развития РФ, затянулся настолько, что Конституционный суд по инициативе СИП был вынужден высказать правовую позицию, согласно которой чрезмерные или неопределенные сроки разрешения споров приводят к нестабильности правовых отношений, а отсутствие нормативно установленных сроков недопустимо.
КС привел в пример Министерство сельского хозяйства, которое во исполнение требований ст. 1248 ГК РФ ведомственным приказом предусмотрело сроки рассмотрения споров по защите нарушенных прав на селекционные достижения - 6 месяцев со дня подачи соответствующего заявления.
Подобные странные ситуации в работе Роспатента заставляет сомневаться не только в перспективе создания на его базе какого-то мегарегулятора в сфере интеллектуальной собственности. Еще больше сомнений даже в том, удастся ли органам госвласти и всем заинтересованным гражданам страны в таких условиях реализовать установки президента, сформулированные в Стратегии научно-технологи