Глава Минэнерго РФ Александр Новак участвует в работе министерского комитета по мониторингу сокращения нефтедобычи в Кувейте. Фото Reuters
Нефтедобывающие страны в феврале сократили добычу нефти на 93% от плановых показателей, сообщил глава Минэнерго России Александр Новак. Он принимал участие в воскресенье в столице Кувейта в заседании комитета по мониторингу сокращения добычи, на котором присутствовали, кроме того, министры энергетики Омана, Ирака, Алжира, Венесуэлы и Кувейта.
Благодаря титаническим лоббистским усилиям России 23 страны ОПЕК и не-ОПЕК, которые в совокупности контролируют около 98% международной торговли энергетическим сырьем, договорились сокращать добычу нефти в течение первого полугодия 2017 года для стабилизации нефтяного рынка. Страны ОПЕК должны сократить ее на 1,2 млн барр. в сутки, страны не-ОПЕК на 558 тыс. барр. в сутки, из которых 300 тыс. барр. в сутки приходится на Россию.
В релизе министерского комитета по мониторингу отмечается, что ОПЕК удалось ликвидировать влияние спекулянтов на нефтяные цены. «Сезонные факторы, такие как сезонный спад спроса, ремонт НПЗ и повышение добычи странами, не входящими в ОПЕК, привели к некоторому росту запасов нефти. В то же время отмечена ликвидация позиций финансовых игроков на рынке. Тем не менее окончание сезонных ремонтных работ в нефтепереработке, заметное замедление роста запасов в США а также уменьшение количества плавучих нефтехранилищ окажут поддержку предпринятым усилиям по стабилизации рынка», – говорится в проекте пресс-релиза.
Однако необходимо отметить, что в момент заключения соглашения рынок был гораздо более оптимистичен, нефть стоила около 58 долл., а сейчас цена барреля Brent снизилась до 50 долл. «Комитет рекомендовал ОПЕК предоставить в апреле свои рекомендации относительно продления действия соглашения для обеспечения стабильности на рынке нефти», – говорится в документе.
Комитет по мониторингу сокращения добычи странами ОПЕК и не-ОПЕК приступил к обсуждению вопроса о возможности пролонгации соглашения, сообщил Новак. Но Россия примет решение о возможном продлении договоренности по сокращению добычи нефти исходя из четырех факторов: ситуации на рынке, ситуации с коммерческими запасами, балансом спроса и предложения, а также эффективностью действующей договоренности, заявил Новак.
Хотя представители Саудовской Аравии пытались подстегнуть темпы сокращения в рамках российской квоты и достичь целевого уровня уже к концу марта, Александр Новак заявил, что Россия будет придерживаться изначальных договоренностей и снизит производство нефти на плановые 300 тыс. барр. в сутки лишь в апреле.
Россия скорее всего присоединится к продлению сделки с ОПЕК по заморозке добычи, если картель примет такое решение, полагают эксперты RBC Capital Markets. «Мы думаем, что еще одно падение цен не в интересах РФ», – говорится в отчете.
Председатель совета директоров FGE Ферейдун Фешараки отмечает, что «обязательства по сокращению добычи работают, просто не так быстро, как хотелось бы ОПЕК». Участники рынка ошибались, если полагали, что выполнение соглашения о заморозке приведет к немедленному снижению запасов нефти до среднего уровня за пять лет.
По его прогнозам, в краткосрочной перспективе баррель Brent будет торговаться выше 40 долл. за баррель. Баланс рынка может быть достигнут в середине 2017 года, а сокращение запасов вероятно во втором полугодии. По мнению Фешараки, 50–60 долл. за баррель – это правильный диапазон для котировок на ближайшие годы, а 60 долл. за баррель – естественный потолок.
Резко не согласен с такими оценками ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. «Во-первых, я положительно оцениваю выполнение обеих целей, которые поставила перед собой Россия, собрав воедино страны – производители нефти, которые многие годы не могли договориться о согласованном сокращении добычи. Главное – произошло тестирование рынка по уровню, который устраивает производителей сланцевой нефти (в основном в США). Если еще недавно их себестоимость была на уровне 70 долл. за баррель, то теперь понятно, что развитие технологий позволило опустить им эту планку почти вдвое. Именно они и будут поддерживать средневзвешенную цену рынка около 50 долл.», – считает Танкаев.
«Во-вторых, благодаря исполнению соглашений о сокращении добычи укрепляется роль России как главной углеводородной державы мира. Об этом говорят ее объемы добычи и экспорта, вновь открытые и разрабатываемые месторождения. Мы производим около 550 млн т нефти в год, а могли бы 700 млн т при соответствующих инвестициях. А главное – у нас есть невероятные площади страны, где еще даже не производилась разведка. Таких возможностей нет ни у кого. А теперь еще добавляются и серьезные лоббистские возможности», – говорит эксперт.
Что касается продления соглашения о сокращении добычи, то Танкаев уверен, что большинству производителей в России оно невыгодно, так как у нас очень низкая себестоимость, и мы могли бы своей продукцией обеспечивать рынок. «Но все понимают, что речь сейчас идет именно о геополитической позиции нашей страны, формировании ее лидерских позиций, снятии санкций и т.д.