Фото Gettyimages
Тема с поставками российской пшеницы в Турцию оказалась крайне болезненной для всех участников рынка от сельхозпроизводителей до переработчиков. Среди отраслевых представителей и экспертов разгорелись горячие споры о последствиях закрытия для России турецкого рынка.
Российский Минсельхоз уверяет, что после решения Турции ввести 130-процентные пошлины на ввоз российской сельхозпродукции Россия легко сможет перенаправить экспортные потоки. Эксперты «Совэкона» считают иначе: так просто 2 млн т пшеницы не переориентировать, аграрии понесут убытки.
Абсолютно противоположные мнения высказывают представители мукомолов и хлебопеков. Сначала одни из них на правах анонимности уверили, что внутренний рынок сможет принять дополнительные 2 млн т пшеницы, это поможет сбалансировать ситуацию с ценами и качеством. Они подчеркивали: создание переходящих запасов на конец сезона – основа продовольственной безопасности страны. Дополнительные объемы пшеницы решат многие проблемы перерабатывающей отрасли.
Но, как выяснилось, эту позицию поддерживают не все. В редакцию «НГ» пришел ответ от вице-президента Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Игоря Свириденко, в котором говорится, что пшеницу, предназначенную для Турции, переориентировать на внутренний рынок нельзя: «Объем рынка ограничен, большее количество, чем необходимо для внутреннего потребления, на нем не реализовать».
Свириденко уверяет: «Хлеба может быть больше на полках магазинов, но это не приведет к росту его потребления… Очевидно, что с ростом производства хлеба в нынешних условиях будет расти только количество возвратов из магазинов и количество выброшенного в отходы продукта».
Наконец, Свириденко назвал наивными ожидания некоторых экспертов, что дополнительный объем пшеницы поможет снизить цены на хлеб внутри страны. «Зерна и так более чем достаточно, рентабельность и так более чем минимальная. Новый урожай не за горами, а соответственно, и сезонное снижение цен. Поэтому никто не будет делать запасы зерна, даже если цена на него обрушится, – считает Свириденко. – Кроме того, в себестоимости хлеба стоимость зерна составляет не такую уж и большую долю – там есть значительная составляющая энергетики, заработной платы, налогов, транспортных, торговых и прочих наценок. Так что рассчитывать на снижение цены для конечного потребителя, по меньшей мере, наивно».
Отметим, после всех этих споров, которые разгорелись между участниками рынка, возникает закономерный вопрос: учитываются ли в них интересы внутренних потребителей, самих россиян?