Президент Владимир Путин руководит Советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Фото с официального сайта президента РФ
Российские чиновники ищут особый путь к повышению производительности труда. В советское время за эффективность боролись с помощью лозунгов и наглядной агитации. А сегодня производительность решено поднимать через написание «дорожных карт», создание федеральных центров компетенций и специальные налоговые стимулы. Именно так, по мысли руководства РФ, страна выйдет на совершенно иной уровень производительности. Новые подходы к повышению эффективности обсуждал вчера президентский Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Высокая производительность труда в современном мире – это прямое следствие рыночной конкуренции. Без повышения эффективности предприятия в конкурентной среде, как правило, просто не выживают. Но в России другой подход к повышению производительности. Наши чиновники уверены, что эффективность можно повысить и без конкуренции – чисто административными и бюрократическими методами. Такой подход доминировал вчера при обсуждении производительности труда в Кремле на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Напомним, что «Производительность труда» – это одно из 11 правительственных нацпроектов стратегического развития. Кроме производительности к приоритетным направлениям отнесены: образование, здравоохранение, ипотека и арендное жилье, ЖКХ и городская среда, поддержка малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, экология, моногорода, безопасные и качественные дороги, реформа контрольно-надзорной деятельности, а также международная кооперация и экспорт. Сегодняшние приоритетные направления – это реинкарнация старых нацпроектов, которые были провозглашены в далеком 2005 году с прицелом на будущие президентские выборы, на которых должен был победить Дмитрий Медведев. Тогда приоритетными направлениями считались здравоохранение, образование, доступное жилье и развитие агропромышленного комплекса (АПК) (см. «НГ» от 13.10.16).
По производительности труда Россия более чем в два раза уступает эффективным экономикам, и этот разрыв может увеличиться, предупредил вчера президент Владимир Путин. Только в 2015 году в России вклад одного работника в ВВП страны составляет 23,18 долл. в час, тогда как в странах ОЭСР 46,53 долл. в час, продолжил он. «Нам нужно форсированно наращивать производительность труда, ежегодный минимум на 5–6% увеличивать», – призывает президент, подчеркивая, что за этим стоит рост эффективности экономики и предприятий, создание рабочих мест и достойная заработная плата.
В Минэкономразвития (МЭР) низкую производительность труда связывают с несколькими причинами. «Это низкий уровень у предприятий проблемной группы управленческих и технологических компетенций. Это и неразвитость механизмов проектного финансирования, необходимых для реализации проектов по повышению эффективности производства», – указывает глава МЭР Максим Орешкин. Две другие проблемы – барьеры в законодательстве и риски массовых сокращений. «И именно на преодоление этих проблемных зон и предполагается направить работу в рамках приоритетного проекта «Производительность труда», – рассказал на заседании министр.
К таковым мерам в МЭР, в частности, относят создание федерального центра компетенций, который будет обеспечивать реализацию проекта по производительности труда. Создавать его Максим Орешкин предлагает на базе Внешэкономбанка. В задачи центра будет вменяться распространение лучшего мирового опыта и российских практик в сфере повышения производительности труда. То есть, по идее чиновников, производительность в стране сможет повыситься в том числе и с помощью демонстрации достижений соседей и российских предприятий.
Кроме того, в рамках этих мер в МЭР предлагают переформатировать работу служб занятости таким образом, чтобы новая система работы позволила более эффективно устраивать на работу и переобучать высвобождающихся сотрудников. Завершить работу по подготовке механизмов повышения производительности труда в министерстве надеются к концу лета. «Осенью уже (будем их. – «НГ») активно внедрять на пилотных регионах», – рассчитывает Орешкин.
В итоге получается, что расчет чиновников на то, что производительность труда в России будет повышаться «бюрократическими методами» – через создание «дорожных карт», перенастройку служб занятости или на примерах других стран. Действенный же способ фактически один – повышение конкуренции. Да и как власти надеются убедить в этом коммерческий сектор? Неужели демонстрация достижений соседнего завода окажет на них такое уж воздействие? Примечательно, что слова о рыночной конкуренции вообще ни разу не прозвучали на вчерашнем заседании. Хотя именно конкурентный механизм и обеспечивает рост производительности труда в современном мире.
Бизнес не будет заниматься сегодня созданием высокопроизводительных рабочих мест без налогового стимулирования, уверен президент Владимир Путин. «Нужно исходить из реалий... Это (налоговое симулирование. – «НГ») нужно, это совершенно очевидно. Если мы хотим, чтобы заработали все наши планы, нужно, чтобы были стимулы, чтобы бизнес чувствовал выгоды от внедрения новых технологий… если стимулов нет, ничего не заработает», – сказал глава государства. В Минфине президенту подтвердили, что такие стимулы сейчас готовятся. «Мы сейчас готовим предложения по совершенствованию налоговой системы. Среди таких предложений будут и меры повышения производительности труда на предприятиях», – сообщил глава Минфина Антон Силуанов. Он, в частности, отметил, что речь идет о стимулировании создания высокопроизводительных рабочих мест, обновлении производства и повышении качества продукции. «Будем стимулировать через налоговое законодательство предприятия вкладывать ресурсы в инновации, в новую технику, чтобы это решало задачу повышения производительности труда», – резюмировал Силуанов, не уточнив конкретных деталей налоговых мер.
Кроме производительности к стратегическим приоритетам власти относят и здравоохранение, которое также обсуждалось вчера в Кремле.
Нынешний приоритетный проект по здравоохранению включает развитие репродуктивной медицины, профессиональной подготовки врачей, увеличение доступности медицинской помощи в том числе за счет развития санитарной авиации и телемедицины. Основной акцент на вчерашнем заседании был сделан на так называемом электронном здравоохранении. В частности, как рассказала вчера на заседании Совета глава Минздрава Вероника Скворцова, уже к 2020 году власти надеются внедрить электронный мониторинг здоровья хронических больных. «С 2020 года поэтапно будет введен электронный мониторинг здоровья пациентов из групп риска с помощью индивидуальных устройств, измеряющих давление, пульс, концентрацию глюкозы в крови и других элементов», – рассказала она. Таким образом, если прибор покажет, что состояние пациента резко ухудшилось, автоматически будет подан сигнал SOS и на место выедет бригада скорой помощи.
«В 2020 году завершится формирование единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения на основе единой электронной медицинской карты пациента. Это позволит внедрить перекрестный электронный документооборот и личный кабинет пациента», – пояснила Скворцова. По ее словам, с внедрением системы каждый человек сможет с любого компьютера зайти в свой личный кабинет и там получить выписки из медицинских документов, записаться к врачу, связаться со страховой компанией. «Планируется также ввести автоматизированную систему, которая будет проверять, насколько врач правильно назначил лечение. Программа будет сверять данные в карте пациента с эталонами, загруженными в систему, – протоколами лечения», – указала министр. Параллельно планируется дальнейшее развитие системы телемедицины, совершенствование профстандартов врачей, меры по мотивированию граждан к здоровому образу жизни.