Зампред ЦБ Василий Поздышев считает существующую систему поддержки проблемных банков малоэффективной. Фото Reuters
Практика ЦБ по накачиванию госденьгами банков-банкротов, похоже, уходит в прошлое. К осени может заработать механизм санации проблемных банков – через создаваемый Центробанком (ЦБ) Фонд консолидации банковского сектора. Это позволит как минимум на треть сократить расходы на оздоровление финансового сектора. Если же новые правила не будут утверждены законодательно, ЦБ грозит отказаться от санации банков. До сих пор спасение банков-банкротов обходилось дороже, чем их ликвидация.
Центробанк заявляет, что Фонд консолидации банковского сектора может заработать уже к 1 октября 2017 года в случае принятия профильного закона в весеннюю сессию Госдумы.
«Если закон принимается в мае, я думаю, что к 1 октября мы сможем быть готовы запустить фонд», – рассказал вчера в Госдуме зампред ЦБ Василий Поздышев.
Пока законопроект о новом механизме санации банков прошел в Госдуме лишь первое чтение. Второе чтение, по словам главы думского комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, должно состояться в середине апреля.
Новый механизм, в частности, предполагает, что теперь будут использоваться не льготные кредиты от Агентства по страхованию вкладов (АСВ), как сейчас, а средства самого ЦБ. Для этих целей создадут Фонд консолидации банковского сектора и управляющую компанию фонда. И, как следует из пояснительной записки к тексту законопроекта, регулятор будет вправе за счет средств фонда приобретать акции (доли) санируемых банков, предоставлять им субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы), а также кредиты, размещать депозиты, выдавать банковские гарантии. Конечная же цель управления банками, прошедшими процедуру рекапитализации, – их продажа новому владельцу на открытом аукционе, проводимом ЦБ.
В ЦБ надеются, что за счет введения нового механизма удастся серьезно сократить стоимость финансового оздоровления российской банковской системы. «По предварительным оценкам, использование нового механизма позволит сократить объемы финансирования мер по санации на 30%», – говорится в документах ЦБ.
Необходимость же подобной экономии, похоже, для регулятора назрела. Так, по данным АСВ, только на 1 марта 2017 года общий размер финансирования мероприятий по санации российских банков составляет почти 1,2 трлн руб., из которых за счет средств ЦБ профинансировано 1 трлн руб., за счет имущественного взноса РФ в АСВ – 100 млрд, а за счет средств Фонда обязательного страхования вкладов – лишь 6,06 млрд руб. К слову, аналитики международного рейтингового агентства Fitch ранее указывали, что санация только 30 российских банков обошлась государству на 500 млрд руб. дороже, чем стоила бы их ликвидация. «По нашему мнению, лоббирование со стороны кредиторов было фактором при принятии некоторых решений о спасении таких банков, поскольку большинство из них нельзя было назвать системно или регионально значимыми, так как их рыночные доли составляли менее 0,1%», – отмечали в Fitch. По оценкам агентства, с 2014 года российские власти направили на поддержку банковского сектора 3,2 трлн руб., что эквивалентно 3,7% от оценочного размера ВВП за 2016 год.
Пока же используется прежняя схема – через кредиты АСВ. Но, по оценке регулятора, в дальнейшем использовать старый механизм будет просто невозможно. «Проблема с этим механизмом заключается в следующем: мы последовательно снижаем инфляцию и процентные ставки на рынке», – напоминает представитель регулятора. То есть через пару лет ставки могут оказаться совершенно иными. «И чтобы закрыть отрицательные чистые активы, допустим, в 10 млрд руб., в старой системе нужно было выдать 10–15 млрд руб., а в новых экономических реалиях, при новых ставках, чтобы закрыть сумму в 10 млрд руб. на 10 лет, – 20 млрд руб. и более. Таким образом, мы наводним наш рынок практически бесплатными деньгами. Вы сами понимаете, с какими рисками столкнется наша финансовая система», – поясняет зампред ЦБ.
Кроме того, обращают внимание в регуляторе, изменение схемы санации сегодня необходимо для повышения эффективности контроля за расходами на финансовое оздоровление. Так, говорит Поздышев, ревизия санационных проектов показала, что далеко не все инвесторы используют кредиты эффективно. А некоторые проекты в итоге оказывают даже негативное влияние на финансовое положение самих санаторов. «Соответственно мы хотим как минимум на значительный период времени отойти от предоставления средств большому количеству частных банков, потому что большинство частных групп уже являются санаторами и несут на себе бремя финансового оздоровления других банков. И новые санации были бы для них новой нагрузкой. Поэтому мы предпочитаем проводить новые санации через Фонд консолидации банковского сектора», – разъясняет представитель Центробанка.
При этом, подчеркивают в ЦБ, если законопроект о Фонде консолидации банковского сектора не будет принят, то и новых санаций больше не будет. «Скорее всего новых санаций больше не будет, потому что с помощью старого инструмента мы больше не можем проводить новые санации. Во-первых, мы не готовы выдавать такие бесплатные деньги, в таких масштабах, по таким ставкам и на такие сроки. Во-вторых, мы уже не видим на рынке частных инвесторов, которые были бы способны взять на себя ответственность за новые финансовые оздоровления», – объясняет Поздышев.
Тем не менее, подчеркнула вчера глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе общения с журналистами на G20, российский регулятор сохранит за собой теоретическую возможность для кредитной схемы санации банков, однако в приоритете будет новый механизм. «Такая возможность у нас остается, но в политике мы исходим из того, что скорее всего будем применять Фонд консолидации. Я, честно говоря, пока не вижу тех случаев, когда мы сочли бы более эффективным возвращаться к кредитной схеме», – сообщила глава ЦБ, уточнив, что необходимо посмотреть, как зарекомендует себя новый инструмент.
В итоге получается, что в ЦБ фактически требуют утвердить новую схему «как можно скорее», ведь старая показала себя как полностью недееспособная. Возникает вопрос: а по какой причине эти изменения не могли быть приняты ранее? И все эти годы регулятору приходилось тратить государственные деньги столь неэффективно. «ЦБ еще в начале 2016-го стал говорить о неэффективности и затратности существующей схемы санации банков. Это стало очевидным после ряда примеров, когда банк-санатор использовал льготные кредиты от АСВ и ЦБ не по назначению, а для своих нужд. Соответственно ошибочность принятой схемы выявилась еще раньше, в 2015 году», – указывает ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. Немаловажно, по-видимому, и то, что регулятору приходится преодолевать и исправлять собственные ошибки в организации системы санации. «Последний вопиющий случай – крах Татфондбанка, который сам был санатором. И ЦБ пошел на беспрецедентный шаг, отказавшись от его финансового оздоровления, впервые отозвав лицензию у крупного регионального банка», – замечает он.
Причина же столь долгого принятия данного закона кроется в неадаптивности российской банковской системы к современным вызовам в экономике, полагает аналитик компании «Алор Брокер» Евгений Корюхин.
Вместе с тем, продолжает профессор Российского экономического университета им. Плеханова Галина Бунич, нельзя говорить, что именно ЦБ стал организатором избыточных расходов. «Отдельные инструменты, применяемые ЦБ наряду с позитивными, рождают через определенное время непредвиденные последствия. Те же коммерческие банки с сомнительными активами изобрели такие механизмы и схемы, что устоявшаяся методика санации перестала срабатывать», – говорит она.