Фото сайта обманутых дольщиков ЖК «Европейский»
Со знакового заседания госсовета по вопросам строительства, которое состоялось в мае прошлого года, прошел без малого год. Именно тогда президент России публично поддержал инициативу Минстроя – учредить государственный фонд долевого строительства, дополнив им существующую систему гарантий для частных инвесторов и таким образом раз и навсегда решить проблему «обманутых дольщиков». Но в многочисленных версиях и моделях проекта компенсационного фонда долевого строительства, похоже, потерялась его изначальная цель. Из средства помощи дольщикам он может превратиться в актив для инвестиций.
Инициатива Минстроя оказалась все лишь концепцией. За прошедшее время министерство разработало с десяток разных законопроектов и проектов распоряжений правительства, которые отклонялись по разным причинам. Госдума оперативно приняла поправку в профильный закон №214-ФЗ и ввела понятие «компенсационного фонда», а правительство – достаточно быстро создало сам фонд, как юридическое лицо. Но государственный механизм гарантий не может работать без правил, которые должны быть закреплены в законах или распоряжениях. Эти правила Минстрой пытается разработать на протяжении уже 9 месяцев.
Федеральные ведомства, согласующие документы такого характера, раз за разом отклоняли направляемые им пакеты поправок, актов и законопроектов. Это происходило из-за противоречий в текстах, а также из-за того, что некоторые документы не прошли внутреннюю антикоррупционную экспертизу. По состоянию на февраль, фонд, созданный на базе единого института развития в жилищной сфере – АИЖК – существовал уже два месяца. У него появился аппарат, сообщалось о назначении руководителя (Елены Николаевой, экс-депутата Госдумы). Но не было ничего известно ни про уставные документы, ни про готовую законодательную базу для него.
В марте ситуация стала развиваться с сообщения об отставке Николаевой с поста руководителя фонда. 10 марта в «Ведомостях» и «Коммерсанте» появилась информация о том, что его новым главой стал гендиректор АИЖК Александр Плутник. Причина этой ротации можно сказать исподволь раскрывается в публикации «Ведомостей» от 2 февраля, по иронии судьбы, описывающей назначение Николаевой. По данным издания, против ее назначения выступал первый вице-премьер Игорь Шувалов, а, учитывая его влияние и то, что вопросы строительства непосредственно входят в его сферу полномочий, замена главы фонда была лишь вопросом времени.
Сейчас информация, которая просачивается из-за закрытых дверей Минстроя, вызывает еще больше вопросов у экспертов, нежели все концепции фонда, представленные ранее. Фонд окончательно может превратиться в инструмент для заработка на инвестициях средств, получаемых от фактически вводимого нового налога для застройщиков. Основная декларируемая цель создания фонда – решение проблем обманутых дольщиков – похоже отодвигается на второй план. Складывается такое ощущение, что процесс превратился в погоню за деньгами застройщиков, а основные социальные цели создания фонда перестали представлять какое-либо значение для Минстроя. К примеру, в действующем сегодня законе №214-ФЗ прописано, что фонд собирает взносы застройщиков в размере, не превышающем 1% от стоимости заключённых договоров по «долёвке». Но в начале марта в СМИ появились цитата главы Минстроя Михаила Меня, который, по данным «Интерфакса» (01.03.17) заявил, что для некоторых застройщиков сумма сбора может быть выше. По мнению источника в ведомстве плановой ставкой отчислений могут быть рассмотрены 6%, к которым будут сведены взносы от застройщиков. Много копий было сломано по поводу этой цифры – почему отчисления должны быть именно в этом объеме, но от Минстроя не исходило внятных объяснений, почему расходы застройщиков и дольщиков должны возрасти.
Ещё летом 2016 года специалисты, оценивая обнародованные версии проекта компенсационного фонда, указывали на большие проблемы, которые придется преодолеть его авторам. Среди них – потенциальная коррупционность структуры и монополизация доступа на рынок долевого строительства, также как и конфликт интересов: фонд собирает деньги с застройщиков, допускает их к долевому строительству и он же принимает решение об их банкротстве. Вопросы вызвало желание Минстроя наделить фонд инвестиционными полномочиями, то есть позволить АИЖК инвестировать взносы застройщиков. Особенно на фоне того, что АИЖК и само выпускает инвестиционный инструмент – ипотечные ценные бумаги. В этом случае вполне вероятна схема использования средств фонда для инвестиций в ипотечные ценные бумаги, а затем и в «обычные» ценные бумаги. То есть средства застройщиков могут использоваться для гарантии строительства долевого жилья лишь частично, а основная часть может быть инвестирована для получения прибыли, а также для спасения приближенных застройщиков, допустивших прямые просчеты в своей работе, за счет остальных девелоперов, покупателей жилья и государственного бюджета. Напомним, ранее, при однопроцентном сборе, прогнозируемый объём фонда составлял по разным оценкам от 15 до 50 млрд рублей. Соответственно, при шестипроцентном – объем может возрасти до суммы в 90-300 млрд рублей. Учитывая объёмы средств, которые будут находиться в ведении фонда, должность его руководителя приобретает не техническое, а очень большое значение. Получается, что де-факто он возможно будет распоряжаться всем объёмом средств и определять ставку отчислений. Как дополнительное обременение скажется на продажах жилья, которое и так не показывает значительного роста из-за исчерпания платежеспособного спроса – остается открытым вопросом. Судя по тому как разворачиваются события, макроэкономические показатели в самую последнюю очередь волнуют Минстрой, который вводит новый, обязательный оброк для застройщиков по всей стране.
В коридорах власти обсуждается возможная ротация в Минстрое, которая произойдет или не произойдет в зависимости от скорости утверждения всех документов по фонду. Александр Плутник может занять министерское кресло. На его должность в АИЖК и компенсационном фонде может прийти Никита Стасишин, ныне заместитель министра строительства, отвечающий за создание всей структуры. Обоих журналисты нередко причисляют к негласной команде Игоря Шувалова, и их назначения, если случатся, позволят ещё больше укрепить позиции первого вице-премьера в строительной сфере. К слову, принято считать, что отношения Шувалова и Меня в последнее время теплотой не отличаются.
Источник в правительстве подтверждает ускорение процессов по разработке и утверждению документов. Законопроект не прошел обязательной для подобных документов процедуры оценки регулирующего воздействия и получил немало замечаний, в том числе и негативных, от органов исполнительной власти, представителей делового сообщества и чиновников администрации президента. Но уже 20 марта ожидается внесение пакета поправок на рассмотрение комиссии по законопроектной деятельности и дальнейшая отправка документа в Госдуму. После комиссии документ получит статус законопроекта и будет направлен в работу депутатам Госдумы для обсуждения и утверждения. И тогда судьба дольщиков и строительной отрасли будет находиться в руках парламентариев.