Распределение онлайн-покупок россиян по товарным группам на трансграничном рынке (в денежном выражении; БТиЭ – бытовая техника и электроника). Источник: Ассоциация компаний интернет-торговли |
Россия становится для Китая удобным рынком беспошлинной реализации товаров. Пока в РФ уже несколько лет сокращается оборот розничной торговли, рынок интернет-торговли в стране стремительно растет. За один 2016 год рост составил более 20%. Такую динамику сейчас обеспечивает в основном трансграничная интернет-торговля – прежде всего с Китаем. Именно на КНР приходится 90% посылок, направляемых в Россию зарубежными онлайн-продавцами. Такие данные приводит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). По оценкам экспертов, если в РФ снизят порог беспошлинной онлайн-торговли, то в некоторых случаях это приведет к удорожанию товаров на 20–30%.
Рынок интернет-торговли в России растет завидными темпами. По сравнению с 2013 годом он почти удвоился, а за один 2016 год рост составил 21%. В прошлом году объем рынка достиг 920 млрд руб. По итогам 2017-го прогнозируется дальнейший рост: еще на 25% – почти до 1,2 трлн руб. Такие данные обнародовали во вторник специалисты АКИТ.
Треть рынка интернет-торговли в России приходится на трансграничные операции, на поставки импортных товаров, приобретенных гражданами напрямую у зарубежных онлайн-продавцов. Объем трансграничной интернет-торговли составил в 2016-м 301,8 млрд руб., что на 37% больше, чем годом ранее. В 2017-м, по прогнозу АКИТ, доля поставок из других стран составит уже 36,5% рынка – около 420 млрд руб.
Количество входящих международных посылок в прошлом году выросло почти в два раза – до 233 млн отправлений. Для сравнения: количество заказов на внутреннем рынке за тот же год выросло лишь на 6%. В ассоциации ожидают, что в 2017 году количество посылок в Россию от зарубежных интернет-магазинов снова почти удвоится и составит уже 400 млн отправлений.
Основной поставщик товаров в РФ из-за рубежа – Китай. На него приходится 90% отправляемых в нашу страну посылок. В денежном выражении доля Китая 52%. Со значительным отрывом на втором месте Евросоюз, на третьем – США.
В основном россияне покупают через Интернет бытовую технику и электронику, одежду и обувь. При этом, как показало исследование, примерно в 96% случаев стоимость покупки в зарубежных интернет-магазинах не превышает 150 евро.
В ассоциации обращают внимание, что одновременно с белой, прозрачной и контролируемой интернет-торговлей в России расцветает черная, офшорная, беспошлинная. «До сих пор нет никакого четкого закона, вводящего пошлины и налоги для огромной офшорной дыры в российской таможне, которая называется «трансграничная интернет-торговля». Сегодня уже сотни миллионов товаров беспошлинно и безналогово поступают на территорию РФ, – говорит президент АКИТ Алексей Федоров. – Пройдет еще два года, и от российской интернет-торговли не останется вообще ничего, мы будем продавать исключительно китайские товары, а для Китая Россия станет рынком для беспошлинной торговли на нашей территории».
«На данный момент в России физлицо для личного пользования может получить из-за границы посылки стоимостью до 1 тыс. евро и весом до 31 кг в месяц. За превышение взимается таможенная пошлина в размере 30%, но не менее 4 евро за 1 кг веса, – поясняют специалисты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) в своем обзоре рынка интернет-торговли в РФ. – При этом российские интернет-магазины уплачивают в полном объеме установленные действующим российским законодательством налоги и сборы: ввозной налог на добавленную стоимость в размере 18% и таможенные импортные пошлины – в среднем 8%. Кроме того, легальные рыночные участники также несут прямые или косвенные издержки, связанные с обеспечением соответствия импортных товаров требованиям российского законодательства (например, прохождение процедуры сертификации или декларирования), которые в итоге влияют на отпускную цену товаров». В этом и кроется ценовое преимущество зарубежных онлайн-поставщиков.
Как пояснили «НГ» в АКИТ, установленный в стране порог беспошлинной торговли настолько высок, что ниже него оказывается 99,6% всех транзакций. «Неравные условия, которые сегодня созданы, провоцируют локальный ретейл выводить свою инфраструктуру за рубеж. Через два-три года мы ожидаем ситуацию, в которой от локальной торговли в чистом виде мало что останется, так как бизнес будет идти по оптимизации затрат и выводить инфраструктуру в легальные офшоры», – добавляют в ассоциации.
«Многие российские интернет-магазины не выдерживают ценовой конкуренции и начинают выводить свой бизнес за пределы РФ», – соглашается гендиректор Brand Monitor Юрий Вопилов. Правда, как он уточнил «НГ», у китайской продукции все же есть существенный недостаток: «Казалось бы, всегда выгоднее покупать товары из Китая почти на 20% дешевле, но в перспективе покупатель останется один на один с поставщиками из других стран, практически без какого-либо контроля над качеством продукции и сервиса».
Впрочем, как замечают некоторые опрошенные эксперты, иностранные площадки, в том числе китайские, нередко все же нацелены на защиту интересов покупателя и стараются гарантировать возврат денег в случае проблем с товаром или доставкой.
В российском правительстве уже не первый год обсуждают снижение порога беспошлинной интернет-торговли. Например, в конце 2013-го Минфин предлагал установить порог в 150 евро. В конце 2015 года Федеральная таможенная служба предлагала ввести пошлины на международные посылки в размере 10–15 евро при стоимости товаров от 22 до 150 евро, а также в размере 30% от стоимости товара плюс 10–15 евро, если товар стоит дороже 150 евро. Каждый раз такие предложения порождали много споров, причем в том числе в самом правительстве.
«Ситуацию осложняет тот факт, что РФ имеет общее экономическое пространство с Белоруссией и Казахстаном, и необходимо согласовывать нововведения. То есть это в большей степени политический вопрос», – поясняют специалисты Центра развития ВШЭ. Если же вводить пошлины в одностороннем порядке, то это может привести к переводу товарных потоков в Казахстан, где беспошлинный порог, как и в России, – 1000 евро. «Что касается дополнительной нагрузки на потребителей при изменении налоговой политики, то она будет минимальной, а у зарубежных интернет-магазинов может снизиться маржа», – уточняется в обзоре ВШЭ.
Минимальная нагрузка на потребителя – это, судя по всему, рост стоимости товаров, покупаемых за рубежом, на 18%. Именно на столько, по оценкам специалистов АКИТ и Юрия Вопилова, могут подорожать в некоторых случаях товары у иностранных онлайн-продавцов после введения новых пошлин.
Опрошенные «НГ» эксперты по-разному оценивают последствия снижения порога для беспошлинной интернет-торговли. «Не исключен скачок цен на 20–30%», – считает ведущий аналитик компании Amarkets Артем Деев. В то же время, как говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов, если пошлины будут введены, это никак не изменит ситуацию: «Стоимость пошлины будет закладываться отправителями в цену в виде дисконта на приобретаемую продукцию. Это обкатанная на практике схема, так что экспансию китайского бизнеса на потребительский рынок России, да и мира в целом, остановить сложно».