Еще недавно «Газпром» с помпой начинал строительство «Южного потока». Сегодня этот проект полностью забыт. Фото с сайта www.gazprom.ru
«Газпром» сообщает об увеличении доли своих поставок на рынок ЕС. Она выросла по итогам 2016 года до 34%. В будущем этот рекорд сложно будет превзойти, поскольку конкуренция за европейский рынок нарастает. Через пару лет «Газпрому» предстоит конкурировать с голубым топливом из Азербайджана. О поставках в ЕС сегодня мечтают и Иран, и Туркмения, и Ближний Восток. Но пока конкуренция выглядит неубедительной.
В «Газпроме» объявляют о росте поставок газа в Европу. По словам заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Медведева, доля холдинга на рынке ЕС по итогам 2016 года выросла до 34%.
«В прошлом году мы поставили в Европу 179,3 млрд куб. м, на 12,5% больше, чем годом ранее. Наша доля на европейском рынке выросла до 34%», – сообщил он.
Медведев подчеркнул, что «Газпром» является ключевым игроком европейского рынка. «Мы ожидаем, что наша позиция останется стабильной в течение ближайших лет. Европа была, есть и останется приоритетным рынком для «Газпрома», – добавил он. В текущем году экспорт газа в ЕС может превысить 180 млрд куб. м. «Мы идем с опережением графика прошлого года более чем на 5 млрд (куб. м). Если погодные условия будут сопоставимы с минувшей зимой, то можно ожидать превышения исторического рекорда», – рассказал Медведев.
Впрочем, даже если это увеличение и состоится, в целом «Газпром» скорее продолжает сокращать свою долю на европейском рынке. Так, как следует из данных Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), за 10 лет, с 2002 по 2012 год, доля российского газа в структуре европейского газового импорта сократилась с 47 до 36%. А в следующие два года доля российского газа на рынке ЕС оказалась даже ниже 30%. Правда, за это время сокращалось и потребление газа в странах ЕС.
В свою очередь, в российском газовом холдинге вместе с увеличением объема надеются в текущем году увеличить и цены на российское голубое топливо для стран ЕС. «Экспортная цена на газ в ЕС в 2017 году будет составлять 180–190 долл. за тыс. куб. м. В 2016 году средняя цена экспорта газа в ЕС составила 167 долл. за 1 тыс. куб. м», – сообщил Медведев. Однако увеличение цен может обернуться снижением привлекательности российского газа для европейского потребителя. «Логично ожидать, что объемы закупленного ЕС российского газа в 2017 году могут оказаться меньше, чем в 2016-м. Объем поставок, а также доля «Газпрома» на европейском рынке могут быть ниже», – приводит RNS слова замгендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова.
Можно также предположить, что в современных условиях РФ уже вряд ли когда-либо вернет себе прежнюю долю на европейском рынке. Еврочиновники неоднократно подчеркивали, что выступают за энергонезависимость газового рынка. В частности, в Еврокомиссии (ЕК) в очередной раз напомнили, что приоритетом ЕС является соревновательный и диверсифицированный газовый рынок. «В этом контексте мы будем развивать различные инфраструктуры, улучшать безопасность газоснабжения», – указала член ЕК по энергетике Мигель Ариас Каньете. И в этом смысле в ЕК, например, не видят смысла поддерживать такой российский проект, как «Северный поток – 2». «В том же контексте не является необходимостью делать ставку на «Северный поток – 2». Мы будем продолжать поддерживать транзит российского газа через Украину. И мы заявляли, что «Северный поток – 2» не вполне соответствует нашим целям, потому что он не позволяет получить доступ к новым источникам снабжения, и, кроме того, европейский рынок газа достаточно крепок, чтобы обойтись без него», – указал он.
Помимо прочего Европа активно поддерживает реализацию «Южного газового коридора» (ЮГК). Отметим, этот проект объединяет несколько газопроводов (Баку–Тбилиси–Эрзурум, Трансанатолийский и Трансадриатический), предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Предполагается, что по ЮГК будет поступать газ с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2». Поставлять в ЕС Азербайджан намерен до 10 млрд куб. м в год.
Что примечательно, продвижение этого проекта активно поддерживают и Штаты. Ранее представитель Госдепартамента США Робин Данниган заявляла, что ЮГК важен для энергобезопасности Европы.
В ЕК надеются, что поставки голубого топлива по ЮГК из Азербайджана в Европу начнутся уже в 2020 году. «Поставки газа по ЮГК в Турцию из Азербайджана должны начаться в 2018 году, а в страны ЕС – в 2020 году», – сообщал вице-президент ЕК по энергетике Марош Шефчович.
По мнению экспертов «НГ», реализация этих планов вряд ли серьезно скажется на российских поставках. «В лучшем случае Азербайджан сможет поставлять в Европу по «Южному газовому коридору» только 10 млрд куб. м газа в год. Для европейского рынка это очень немного – около 2%», – считает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. «Один Азербайджан не сможет составить конкуренцию «Газпрому». Объем азербайджанского газа сможет покрыть не более 5% от спроса на газ в ЕС», – продолжает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров, отмечая, что Азербайджан смог бы обеспечить газом отдельные страны.
Неизвестна также и цена азербайджанского газа для европейских потребителей. «Предполагаемая протяженность ЮГК составит 3,5 тыс. км, прокачка газа по такому маршруту предполагает определенные издержки. Сможет ли на выходе азербайджанский газ быть конкурентоспособным?» – задается вопросом Андриевский.
К тому же сам Азербайджан сегодня испытывает дефицит голубого топлива. В частности, как передает агентство Reuters, Баку приходится импортировать топливо для внутренних нужд. Азербайджан потребляет около 12 млрд куб. м газа в год и в 2016 году столкнулся с нехваткой примерно 1,4 млрд куб. м. Вице-президент азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR Хошбахт Юсифзаде сообщал Reuters, что Баку начал в прошлом году закупать около 2–4 млн куб. м газа в день у Ирана. «В конце прошлого года, когда трубопровод, по которому будет транспортироваться газ из месторождения «Шах-Дениз», был наполовину построен, азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR сообщила, что начала импортировать газ из Ирана», – сообщает СМИ. При этом источники Reuters указали, что на самом деле топливо поступало из Туркмении, где цены более доступны.
Даже без учета дефицита газа в Азербайджане позиция «Газпрома» на европейском рынке на ближайшие 10–15 лет выглядит довольно устойчивой. «Газпром» способен сохранить свой объем экспорта, а при определенных условиях даже нарастить его на 40–50 млрд куб. м», – полагает Нестеров. «В некоторых европейских странах доля «Газпрома» еще выше: в Германии – более 60%, а в Бельгии, Финляндии, Словакии – более 70%», – обращает внимание старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук.
Впрочем, как замечают эксперты, конкуренция за европейский рынок в целом усиливается. «На него сегодня претендуют и Иран, и Туркменистан, и США через поставки сжиженного природного газа. Не стоит также забывать и о египетском месторождении «Зор», израильском «Левиафане» и кипрской «Афродите», – перечисляет Валерий Нестеров. Отметим, «НГ» ранее уже писала о перспективах поставок голубого топлива по дну Средиземного моря (см. номер» от 23.01.17). «Перспектива вхождения на газовый рынок ЕС Туркмении и Ирана видится даже более угрожающей: эти страны будут угрожать не только локальным проектам России, но и ее доле на газовом рынке ЕС в целом», – замечает завкафедрой международной коммерции Академии народного хозяйства и госслужбы Иван Капитонов.
На фоне увеличивающейся конкуренции не слишком оптимистично выглядит судьба отдельных российских газовых проектов. Так, еще в начале февраля президент РФ Владимир Путин не исключал возвращения к проекту строительства газопровода по дну Черного моря «Южный поток». «Мы готовы к чему угодно вернуться. Мы не собираемся обижаться на ту же Болгарию, на какие-то другие страны за то, что они не нашли в себе мужества в свое время противостоять решениям Еврокомиссии, если готовы вернуться к этому – мы готовы тоже со своей стороны», – говорил глава государства, подчеркивая, что РФ нужны гарантии от Брюсселя для реализации проекта.
Этого же сегодня требует российская сторона и для строительства второй нитки заменившего «Южный поток» «Турецкого потока». «Сейчас вслепую, конечно, никто ничего строить не будет, потому что это связано с определенными убытками. И зависеть от каких-то прихотей, политизированных решений с серьезными рисками сейчас никто себе не позволит», – признавал директор четвертого европейского департамента МИД РФ Александр Боцан-Харченко. По его словам, «позиция Еврокомиссии имеет принципиальное значение». «У нас есть проект «Турецкий поток», по которому пройдены все процедуры согласования, и стороны уже приступили к его реализации. Это одна часть (первая нитка. – «НГ»), которая относится непосредственно к Турции, и другая (вторая нитка. – «НГ»), которая имеет перспективу бесперебойного, необходимого Южной и всей остальной Европе газоснабжения», – продолжил он. Другой вопрос, будет ли Брюссель заинтересован в российских проектах?