Фото Агентство "Москва".
1 января текущего года начал работать компенсационный фонд, который будет восполнять средства дольщикам в тех случаях, когда застройщик будет признан банкротом. Стоит отметить, что в работе застройщиков ничего не изменилось, Фонд на настоящее время только формируется и не начал работать полноценно.
Страховщики уже направили в государственные структуры свои предложения по вопросам совершенствования политики в сфере защиты прав дольщиков. Они проявляют свою обеспокоенность тем, что подмена их работы деятельностью одной структуры может привести к монополизации доступа на рынок долевого строительства, а игнорирование опыта страховщиков по отсеиванию недобросовестных застройщиков приведет к быстрому исчерпанию средств в Фонде и потребует значительных трат из государственного бюджета. В целом участники страхового рынка положительно относятся к созданию новой структуры, однако им до сих пор непонятно, каковы будут механизмы ее работы, при этом государство шлет сигналы о том, что многолетний успешный опыт и наработки страховщиков могут больше не потребоваться. Возможные новации не помогут избавиться от недобросовестных девелоперов и лишь обострят проблему обманутых дольщиков, предупреждают представители рынка. Эти и многие другие темы был подняты на пресс-завтраке, который проводился представителями страхового сообщества 22 февраля 2017 года.
В настоящее время планируется, что строительные компании будут вносить 1% от суммы каждого отдельного взятого договора долевого строительства, что может составить около 15 млрд руб. Такой размер Фонда не позволит решить потенциальные проблемы дольщиков в случае, если допуск в Фонд станет фактически бесконтрольным. Фактически речь идет об ухудшении сложившейся системы гарантий на рынке. Страховщики ожидают роста отчислений в Фонд до 3-5% и попутной компенсации фондовых расходов за счет бюджета, не располагающего средствами на означенные цели. В то же время фонд не обладает перестраховочными механизмами, которые используются страховщиками.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс сообщил журналистам, что ситуации, когда фирмы-однодневки собирают деньги и исчезают, к сожалению, не редкость до сих пор. В настоящий момент сумма задолженностей перед участниками долевого строительства, так и не дождавшимися своих квартир, составляет более 500 млрд руб. При этом в рамках деятельности Фонда не предусмотрено введение никаких механизмов, которыми уже обладают страховщики, служащие для выявления недобросовестных застройщиков.
Игорь Юргенс отметил, что основным аргументом, выступающим в качестве отмены механизма страхования, выступает фраза «нет выплат». Здесь стоит отметить, что в расчет берется сложившаяся ситуация, когда именно страховщики проводят скрупулезную селекцию застройщиков, попутно принимая на себя значительные коммерческие риски. Это и приводит к тому, что выплат практически нет – страховщики занимаются тщательной селекцией. Было отмечено, что застройщики, которые не смогли получить банковское поручительства или застраховать свою ответственность, осуществляют определенное информационное давление на Минстрой с целью получить доступ на рынок долевого строительства и стать участниками Фонда.
«Проверять и лицензировать в той степени, в которой нужно, допускать на рынок только серьезных, финансово обеспеченных игроков государственный регулятор не может», – констатировал Игорь Юргенс.
Также введение Фонда в действие потребует изменения закона о банкротстве и градостроительного кодекса, так как Минстрой собирается строить структуру по типу Агентства страхования вкладов и заниматься «достройкой» и фактическим освоением средств. В настоящее время на рынке строительства работает несколько тысяч девелоперов, привлекающих долевые средства, а компенсационный фонд в той модели, которая обсуждается сегодня, получает право единоличного конкурсного управления и запуска процедуры банкротства.
Как подчеркивает Игорь Юргенс, у страховщиков возникло мнение, что рассматривается возможности ввести монополизм на означенный вид деятельности. Эту же позицию разделил и представитель «Деловой России». Бытует мнение, что только фонд хотят сделать гарантией выполнения своих обязательств застройщиками и защиты прав участников долевого строительства. В то же время страховщики обладают многолетним экспертным опытом, финансовой «подушкой безопасности», наконец, перестраховочной защитой. Страховщики выражают уверенность в том, что следует провести тщательную проработку механизма взаимодействия между фондом и страховыми компаниями. Возможно, эту цель можно достичь через комбинирование экспертизы. Так как самим страховщикам необходима дополнительная финансовая емкость в качестве дополнительной меры обеспечения гарантий, которой может стать Фонд, но не в его единоличном статусе, так как создание экспертизы на рынке строительства — долгий и затратный процесс. Представители страхового сообщества сошлись во мнении, что сам Фонд — прекрасная идея, но необходимо проработать его систему взаимодействия со страховыми организациями и банками с целью недопущения ухудшения ситуации с дольщиками в 2017-2018 годах.
Все участники мероприятия сошлись на том, что в настоящее время быстрое построение системы оценки рисков Фондом может носить исключительно формальный характер. Застройщики будут включаться в систему получения компенсаций от Фонда по внешним признакам — заявленным активам, уставному капиталу и т.д.
Если говорить по-простому, что процесс включения застройщика в Фонд будет носить заявительный характер. Это связано с тем, что детальный аудит реального состояния активов застройщиков, число которых составляет несколько тысяч, потребует организации специальных служб в рамках деятельности Фонда и привлечения дополнительных экспертных ресурсов.
Как показывает опыт, создание эффективной системы оценки и приема рисков, включая перестраховочную защиту — это длительный процесс, который занял годы у страховых и кредитных организаций, работающих на рынке строительства. При этом на рынке сложилась равновесная ситуация — ЦБ РФ селектирует страховые компании и банки, а они, в свою очередь, занимают тщательным отбором застройщиков. Кто станет таким мега-регулятором для Фонда – остается открытым вопросом.
Эффективность работы страховых и банковских организаций подтверждена тем фактом, что основной массив вышеупомянутых недобросовестных застройщиков относится к тем, кто начал строительство до изменений в 214-ФЗ и не должен был гарантировать свою ответственность. Соответственно они не подвергались аудиту и проверкам со стороны страховых и банковских организаций.
Высшая школа экономики в своих расчетах прогнозировала потери Фонда в 700 млрд руб., которые потребуются получить из государственного бюджета или за счет добросовестных застройщиков для поддержания работы фонда уже в ближайшие годы. Это соответствует, по данным РИА Новости, выплатам того же АСВ за 2016 год, который оперирует на схожем рынке привлечения средств от граждан.
В случае отсутствия у Минстроя и Фонда каких-либо экспертных наработок по селекции застройщиков ситуация может повторить происходящее с АСВ - когда новым институтом государственных гарантий в первую очередь воспользуются недобросовестные застройщики, потому что «государство за все заплатит». Только в случае с долевым строительством мультипликатор в части потенциальные убытки/взносы в фонд на порядок больше, чем в случае АСВ, и потенциальные риски для государственного бюджета намного больше. При этом зачем ломать уже сложившуюся систему гарантий в преддверии нового электорального цикла — остается открытым вопросом в ситуации, когда банки и страховые компании на временном промежутке больше двух лет на практике доказали эффективность своей работы.