Качество дорожного строительства в России может быть самым разным. Фото с сайта www.stroi.mos.ru
Состояние региональных и местных дорог сегодня хуже, чем 10 лет назад. Не стоит ждать перемен и в ближайшие три года, на которые власти запланировали резкое сокращение инфраструктурных расходов. Такова государственная дорожная политика. Но искать высокопоставленных виновников плачевного состояния дорог рискуют не все. Общероссийский народный фронт (ОНФ), например, видит причину бездорожья в том, что «граждане мало участвуют в решении и изменении дорожной политики в регионах». Вчера ОНФ анонсировал новый интернет-проект «Карта убитых дорог» (КУД), который во многом повторяет запущенную еще шесть лет назад «РосЯму» Алексея Навального.
Более или менее объективную картину состояния местных дорог показывают данные Росстата и Росавтодора. В соответствии с ними доля дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, снижается. 10 лет назад нормативу соответствовало 64,5% местных дорог. А сегодня лишь около 55%. Похожая картина и на дорогах регионального или межмуниципального значения: 10 лет назад нормам соответствовали 44,3%, а сейчас – лишь около 38%.
Курс на недофинансирование инфраструктуры задают федеральные власти – в том числе и в своем трехлетнем финансовом плане.
На период 2017–2019 годов предполагается в среднем снижение уровня расходов на инфраструктуру в номинальном выражении к уровню 2016 года, комментируют бюджетные планы правительства в Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Доля расходов федерального бюджета на дорожное хозяйство (дорожные фонды) в долях ВВП будет снижена с 0,75% в прошлом году до 0,66% в 2019-м. В 2019 году доля инфраструктурных расходов в ВВП снизится более чем на 25% по сравнению с 2016 годом. Расходы на дорожное хозяйство в меньшей степени страдают от сокращения бюджетных расходов. Правда, федеральные расходы на дорожное хозяйство поддерживаются за счет финансирования Керченского моста. Но Керченская переправа – далеко не вся Россия.
Сокращение расходов на инфраструктуру власти объясняли желанием сократить бюджетный дефицит. Но сегодня и этот аргумент не работает.
«У нас нет бюджетного дефицита. Минфин начал покупку валюты за счет бюджетных доходов, то есть государство сознательно выводит деньги из страны. И эта политика продолжается уже 20 лет. При таких приоритетах рассчитывать на улучшение состояния дорог я бы не стал», – говорит сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин.
Однако есть в России и оптимисты, которые надеются улучшить состояние дорог вопреки официальной экономической политике и вопреки сокращению финансирования.
«Из-за того, что граждане мало участвуют в решении и изменении дорожной политики в регионах, очень часто деньги региональных фондов распределяются совершенно не на те нужды», – заявил вчера член думского комитета по транспорту и координатор проекта ОНФ Александр Васильев.
Он презентовал новый проект ОНФ под названием «Карта убитых дорог». «Мы создали интернет-сайт, на котором люди будут отмечать плохие дороги в своем регионе, городе, селе, и за эти дороги можно будет проголосовать другим гражданам. То есть это народное голосование, рейтинг по выявлению дорог, требующих ремонта», – объяснил депутат-«фронтовик». Почему ОНФ решил с опозданием на многие годы создавать аналог «РосЯмы» Алексея Навального или «Дорог России» от Google, депутат объяснять не стал.
Итоговое голосование по самым убитым дорогам пройдет до сентября этого года, пообещал Васильев. «Так как это проект Народного фронта, то мы надеемся увидеть поддержку нашего лидера Владимира Путина», – резюмировал он.
«В 2011 году были созданы муниципальные, региональные и федеральные дорожные фонды. Но, по данным Счетной палаты РФ, 35% этих денег уходит на статьи, не относящиеся к ремонту и содержанию дорог. В кризисный год желание залезть в Дорожный фонд и взять оттуда деньги на другие нужды гораздо больше, чем в стабильный экономический период», – комментирует ситуацию Васильев.
«Проекты типа КУД не привлекут новых денег, но должны помочь более эффективно использовать имеющиеся средства. При этом они позволят населению почувствовать, что и от них в этой жизни кое-что зависит», – заявил «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Если федеральные трассы в последние годы заметно расширяются и улучшаются, то состояние дорог региональных и местных действительно оставляет желать лучшего», – говорит Калачев.
Но есть и другие мнения. «Инициативы, подобные КУД, уже есть и работают, а очередная карта плохих дорог лишь размоет эффективность этих инициатив и снизит эффективность реагирования властей на жалобы. Необходим единый инструмент, где можно пожаловаться на плохие дороги, но знать, что эта жалоба будет обязательно рассмотрена властями. Нужен не общественный портал, а правительственный или ведомственный, где все заявки будут рассматриваться в обязательном порядке», – заявил «НГ» председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. При этом он считает, что одними интернет-кампаниями дороги в РФ не исправить. «В стране катастрофическая ситуация с ремонтом дорог. Асфальт кладется и в снег, и в дождь, материалы не соответствуют никаким техническим регламентам и нормативам. Ремонт дорог ведется по палочной системе – работы делаются не для ремонта, а для отчета. С таким подходом никаких бюджетов не хватит на улучшение состояния российских дорог. Есть в этой сфере и коррупционная составляющая, с чем тоже нужно бороться», – говорит Андриевский. «Все проблемы дорожного строительства известны давно, говорится о них много, но ситуация практически не меняется. Видимо, не хватает жесткости правительственных инициатив», – предполагает эксперт.
«Две извечные российские беды – дураки и дороги – не могли бы существовать отдельно друг от друга. Плохие дороги – это и недостаточное финансирование, и недостаточный технический и финансовый контроль, и сложные природные условия, и коррупция на уровне местного руководства», – признает ведущий аналитик компании TeleTrade Александр Егоров.
Иной взгляд на ситуацию с дорогами в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор). «Ситуация с дорогами в нашей стране меняется в лучшую сторону, прежде всего, это касается федеральных трасс. За последние несколько лет доля федеральных дорог, которые соответствуют нормативам, увеличилась с 39 до 71%. К концу 2018 года все федеральные дороги страны будут полностью приведены в норматив.
Сложнее обстоит ситуация с региональной и местной дорожными сетями, которые относятся к сфере ответственности региональных властей – эти дороги приводятся в порядок медленными темпами. Вместе с тем необходимо отметить последние достижения региональных дорожников. По сравнению с прошлым сезоном в 2016 году им удалось на 17,7% увеличить протяженность отремонтированных трасс (запланировано к вводу более 9,3 тыс. километров). Также на 18,3% выросли объемы нового строительства (введено в эксплуатацию 1770 новых километров)», – объяснили НГ в Росавтодоре.
«Медленные темы развития региональных и городских дорог напрямую зависят от наполняемости региональных и местных дорожных фондов. Содержание региональных дорог, а их более 516 тыс. км в России, финансируется всего на 32% от необходимого, ремонт – на 27%, капремонт – на 2%», – отмечают представители Росавтодора. По их словам, чтобы поменять ситуацию с региональными дорогами нужно повышать наполняемость региональных дорожных фондов.
«Для полноценного и поступательного развития дорожной сети требуется не только бюджетное финансирование, но и привлечение в отрасль частных инвестиций (развитие практики государственно-частного партнерства). Дополнительный импульс созданию новых дорожных инвестпроектов на региональном удалось придать за счет запуска системы «Платон», сборы от которой будут направлены в том числе на поддержку перспективных дорожных проектов регионов с применением механизмов ГЧП. Данный подход позволяет мотивировать субъекты более широко применять концессии в дорожной отрасли, а также минимизирует ее недофинансирование. В прошлом году Межведомственной комиссией при Минтрансе России были одобрены три заявки на получение софинансирование за счет средств системы «Платон» на региональные дорожные ГЧП-проекты Пермского края, Хабаровского края и Новосибирской области. К данному перечню объектов относятся: транспортный обход города Хабаровска, строительство моста через р. Объ в Новосибирской области, а также строительство и реконструкция трассы Пермь – Березники (со строительством транспортного обхода Перми). Общая протяженность данных объектов превышает 42 километра.