«Роснефть» продолжает доказывать, что в условиях высокой неопределенности, характерных для глобального кризиса, государственная собственность, позволяющая ориентироваться на достижение долгосрочных, стратегических целей, является наиболее эффективной.
Несмотря на пресловутый «налоговый маневр», болезненно и внезапно ударивший по нефтяной промышленности, и снижение в 2016 году среднегодовой цены нефти, поставлен новый рекорд среднесуточной добычи углеводородов. Благодаря росту добычи газа на 7.3% «Роснефть» опередила «Новатэк» и стала второй газовой компанией России. Добыча жидких углеводородов за год выросла на 3,6%.
Объем эксплуатационного бурения в 2016 году вырос на 35%, причем ввод новых скважин - на 43%. Доля горизонтальных скважин достигла 32%, доля собственного бурения уверенно превышает 50%. Число действующих буровых увеличено более чем на четверть.
Масштабы сейсморазведки на суше выросли на 27-29%, а на шельфе «Роснефть» перевыполнила лицензионные обязательства более чем вдвое. В целом масштабы сейсморазведки в 2016 году увеличены почти в 1,6 раза.
Продолжается повышение эффективности нефтепереработки: так, сокращение производства мазута на российских НПЗ «Роснефти» почти на 15% сопровождалось ростом выпуска бензина и дизтоплива класса Евро-5 более чем в полтора раза.
И все это – на фоне беспрецедентной международной экспансии, превращающей «Роснефть» из просто крупнейшей публичной нефтегазовой компании мира в глобальную корпорацию нового типа.
Покупка госпакета акций «Башнефти» повысила сбалансированность структуры «Роснефти» и стала предпосылкой успешной продажи 19,5% акций стратегическим и весьма перспективным инвесторам – крупнейшему трейдеру и сырьевой компании Glencore и суверенному фонду Катара.
На базе Ванкорского кластера был создан уникальный международный энергетический хаб: 49,9% акций приобрели две индийские группы, а «Роснефть» сохранила не только мажоритарную долю в капитале и большинство в совете директоров, но и контроль над операционной деятельностью и инфраструктурой кластера.
Это достижение гармонично дополнил прорыв в Индию, где «Роснефть» получит долю в одном из самых крупных и сложных не только в Индии, но и во всем мире Вадинарском НПЗ с инфраструктурой, включающей глубоководный порт, и с сетью из 2,7 тыс. автозаправочных станций. Вадинарский НПЗ сможет перерабатывать тяжелую нефть Венесуэлы с последующей поставкой нефтепродуктов на наиболее выгодные сегодня рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Организовать этот механизм без «Роснефти» просто некому.
Понятно, что сотрудничество с Индией обеспечивает его активизацию с Китаем: в ноябре с Beijing Gas Group было подписано соглашение о покупке 20% акций Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения.
«Индийская схема» начала реализовываться и с Индонезией: с ее нефтяной компанией Pertamina подписаны меморандумы о приобретении ею 20% месторождения Северное Чайво на Сахалине и 37,5% Русского месторождения. При этом разрабатывается ТЭО совместного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Tuban с первичной мощностью 15 млн.т.
«Роснефть» договорилась с итальянской Eni о приобретении до 35% в концессии на месторождение «Зор» у берегов Египта (50% будет у Eni, до 15% - у ВР). Это – крупнейшее газовое месторождение Средиземного моря.
Наконец, в конце 2016 года в ходе реструктуризации совместного с ВР нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Германии «Роснефть» получила доли (от 24 до более чем 54%) в трех немецких НПЗ. Формально находясь под санкциями, она контролирует более 12% нефтепереработки Германии (мощностью 12,5 млн.т. в год), что делает ее третьим по величине нефтепереработчиком на немецком рынке.
Это представляется наглядным примером того, как управленческая стратегия, вооруженная экономической эффективностью, останавливает и нейтрализует политическую агрессию, еще недавно казавшуюся многим непреодолимой.