В понедельник в Госдуме состоялись парламентские слушания по реформе теплоснабжения, в ходе которых были обсуждены основные вопросы ее реализации и механизмы повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Как отметили участники слушаний, за последние несколько лет правительство провело колоссальную подготовительную работу. В частности, совместными усилиями с участниками отрасли был подготовлен законопроект о целевой модели рынка тепловой энергии, а также проект постановления правительства по расчету цены альтернативной котельной.
На следующем этапе предстоит провести законопроект через Госдуму и разработать нормативную базу, а также запустить пилотные «ценовые зоны теплоснабжения» и наращивать их число. В рамках модели предполагается, что в каждом населенном пункте, где есть централизованное теплоснабжение, будет определена единая теплоснабжающая организация (ЕТО). Именно она возьмет на себя ответственность за надёжность и качество теплоснабжения в соответствии с федеральными требованиями, контроль состояния сетей, а также сформирует планы развития и инвестиционные программы.
Вместо госрегулирования цен планируется ввести предельный уровень стоимости теплоснабжения. Расчет при этом будет вестись исходя из цены так называемой «альтернативной котельной», то есть альтернативного источника теплоснабжения, а не от затрат и нормы прибыли. Контролировать ЕТО, поставщиков тепла, включая их инвестиционные планы, будут муниципалитеты.
Разработчики поправок в проект федерального закона «О теплоснабжении» уверены, что нововведения позволят привлечь в отрасль инвестиции. По словам замминистра энергетики РФ Вячеслава Кравченко, на сегодняшний день фактическая сумма инвестиций в отрасль составляет порядка 87 млрд. рублей в год, при том, что для развития и совершенствования системы ежегодно необходимо 250 млрд. рублей. Разницу сегодня покрывают за счет субсидий из бюджетов всех уровней, составляющих порядка 150 млрд. рублей.
Инвестиции будут направлены, в том числе, на решение одной из сложнейших проблем в теплоснабжении – износ инфраструктуры. Эта проблема актуальна для любого региона РФ, даже в относительно благополучных городах-миллионниках количество теплосетей с возрастом свыше 25 лет составляет более трети. По словам главы комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, тепловая инфраструктура в России изношена на 70%, при этом уровень технических потерь достигает 30%.
На практике данные цифры означают, что каждый второй житель страны – не важно в каком регионе – в одночасье может лишиться теплых батарей отопления, при этом регулярно оплачивая счета и мирясь с постоянным ростом тарифов. Особенно это актуально в тех регионах, где климат крайне суров, и вопрос тепла в домах – это не комфорт и удобство, а залог выживания. Производители, в свою очередь, вынуждены разрываться между постоянно растущими убытками, валом неплатежей и необходимостью постоянно латать рассыпающуюся на глазах инфраструктуру.
Страдают не только потребители и энергокомпании, но и интересы государства. По данным министра энергетики Александра Новака, цена износа и низкой эффективности – это пережог на уровне 35-40 млн. тонн условного топлива за год. То есть, потери составляют 14 % от всего объема природного газа, который российские ТЭЦ могли бы использовать для производства электроэнергии и тепла. Сюда же можно добавить и вопрос экологии – рост уровня ресурсосбережения и энергоэффективности – залог сохранения климата.
Однако сейчас инвесторы не спешат вкладывать средства, потому что отсутствуют долгосрочные «правила игры» - у государства нет стратегии долгосрочного регулирования. По оценкам члена правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики Владимира Рашевского, дефицит инвестиций в отрасли сегодня составляет 2,5 трлн. рублей. «Если её поставить на правильные экономические и инвестиционные рельсы, эти деньги придут. И теплоснабжение станет как раз таким источником роста экономики, который мы так ищем». Процессы модернизации теплоснабжения позволили бы загрузить мощности смежных отраслей, что могло дать мультипликативный эффект для ВВП страны в 0,3 процентных пункта ежегодно в период до 2025 года.
Оптимальный вариант регулирования со стороны государства – обеспечить в отрасли долгосрочное тарифообразование. Чтобы каждый производитель тепла мог составить план своей работы на 10 лет вперед, зная, что застрахован от ежегодных корректировок. Сегодня же постановление правительства «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» содержит 9 оснований для ежегодной корректировки тарифа, а сам тариф действует не более 3-5 лет. «Пока госорганы вынуждены мучиться и ломать голову, какой бы винтик в тарифной методологии подкрутить, самовоспроизводящийся инвестиционный процесс в теплоснабжении не сложится», - добавляет Рашевский.
Необходимость запуска процесса модернизации отрасли очевидна, и участники рынка рассчитывают, что эти процессы стартуют уже в 2017 году. Если же государство не сможет провести реформу теплоснабжения, отрасли грозит дальнейшая деградация. Об инвестициях придется забыть, как и о качественных услугах для миллионов россиян.