Российские продукты питания в Европу успешно поставляют малый и средний бизнес. Фото Reuters
В Берлине с 20 до 29 января проходила крупнейшая в мире сельскохозяйственная ярмарка «Зеленая неделя». Со своими изделиями 400 тыс. посетителей познакомили больше 1,5 тыс. производителей из 66 стран. Но российского стенда не было. Так же как и в 2016-м, когда Россия впервые за последние два десятилетия не представила свою аграрную продукцию в Берлине, к разочарованию гостей ярмарки.
«Плохие новости для любителей русской икры, водки и сибирского морса», – пишет немецкая Der Tagesspiegel. Как подчеркивает издание, все попытки немецкого Министерства сельского хозяйства вернуть российские стенды в выставочные павильоны потерпели крах, несмотря на «очень интенсивные старания» немцев.
А ведь еще в 2006-м у России был особый статус страны-партнера, в 2009 году президент РФ Владимир Путин посещал ярмарку вместе с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. «Сегодня это было бы немыслимо. Политический климат ухудшился. Это одна из причин отсутствия России на ярмарке», – пишет газета.
Причины, по которым Россия отказывается продвигать свою продукцию на сложном, но богатом рынке, каким является Европа, все же не до конца понятны. Ведь это Россия закрыла свои рынки от европейской аграрной продукции в ответ на санкции ЕС, но формальных запретов на движение в обратную сторону не было.
В прежние времена Россия арендовала один из самых больших павильонов выставочного комплекса на «Зеленой неделе», вспоминает немецкий ресурс DW. Однако из-за того, что российский министр сельского хозяйства Александр Ткачев оказался под санкциями, продвигать себя отказалась вся отрасль, притом что она сейчас рапортует о рекордных урожаях и росте выручки.
Россия бойкотирует сельскохозяйственную продукцию из Европы с 2014 года в ответ на антироссийские санкции, принятые Западом из-за «крымского конфликта», напоминает DW. Ткачев был включен в расширенный санкционный список Европейского союза в 2014 году, когда занимал пост губернатора Краснодарского края. Санкции в отношении него предполагают заморозку активов и запрет на въезд в страны Евросоюза.
Минсельхоз Германии настолько заинтересован в сотрудничестве с российскими коллегами, что стал, по сути, нарушителем санкционного режима. По его приглашению 22 января в Берлине прошли переговоры министра сельского хозяйства Германии Кристиана Шмидта с Александром Ткачевым в рамках встречи под эгидой G20. Приглашение невъездного в ЕС Ткачева пришлось согласовывать со всеми странами «двадцатки».
Организаторы «Зеленой недели» сообщили, что свободных мест на выставке в этом году не было. Россию, которая раньше была одним из крупнейших участников этого мероприятия, конечно, с удовольствием примут обратно, однако возвращение наших аграриев будет достаточно двусмысленным. Чиновники российского Минсельхоза объясняли неучастие в «Зеленой неделе» отсутствием интереса к рынку. «Это мероприятие ориентировано на импортеров продовольствия в Россию», – говорил СМИ замминистра сельского хозяйства Сергей Левин.
Хотя доля сельскохозяйственных товаров в общем объеме экспорта России составляет около 3%, общая выручка считается достойной внимания, о ней часто говорят представители власти, сравнивая ее с выручкой от экспорта вооружений. В 2015 году сельхозпродукции продали за рубеж на 20 млрд долл., а в 2016-м объем сельхозэкспорта несколько «подупал», до 17 млрд долл.
«Ограничений в отношении российской сельскохозяйственной продукции в санкционном пакете ЕС и США нет, есть отдельные компании, находящиеся в списке, которые зарегистрированы в Крыму, для остальных рынки ЕС открыты, – сказала «НГ» управляющий партнер АО «2К» Тамара Касьянова. – Ключевое ограничение – это запрет на въезд в ЕС для министра сельского хозяйства РФ, что серьезно ограничивает возможности для официального представления российских сельхозпродуктов на рынках Европы. Российские экспортеры вынуждены самостоятельно «пробиваться» на европейские рынки без официального представительства».
По мнению Касьяновой, российские экспортеры в целом неплохо справляются с вхождением на иностранные рынки. «По итогам января–ноября 2016 года объем экспорта сельхозпродукции в денежном выражении вырос почти на 7%. При этом физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья выросли на 17%, а в страны СНГ лишь незначительно сократились – на 0,2%. Таким образом, спрос на российские продовольственные товары за рубежом есть. Конечно, во многом рост физического объема экспорта был обусловлен падением рубля, повышением ценовой конкурентоспособности российской продукции на экспортных рынках.
«Причина нашей малоактивной позиции на международных выставках не в санкциях, а в жестких барьерах, которые всегда были в развитых странах (ЕС, Японии, США) против любого импорта, – сказала «НГ» генеральный директор Ассоциации отраслевых союзов АПК России (АССАГРОС) Маргарита Попова. – Так они защищают своего производителя. На словах через ВТО декларируется свобода передвижения товаров и услуг, а на деле у каждого – целый набор инструментов не пустить на свой рынок конкурентов с явными преимуществами. У нас это долгое время были дешевые рабочая сила и энергетика». По мнению эксперта, Россия в отличие от Китая не воспользовалась этим преимуществом, но подписалась под обязательством «выровнять» с мировыми внутренние цены на газ, электроэнергию, удобрения.
«Зеленая неделя» больше похожа на карнавал с песнями и шутками, чем на бизнес-инструмент, – считает Попова. – Неучастие в ней – это отказ от неэффективных механизмов продвижения. К тому же есть большая разница в правовом и нормативном плане поддержки такой деятельности у нас и за рубежом. Там, как правило, предусмотрены хорошие стимулы и различные льготы от государства для компаний, участвующих в выставочной деятельности, продвижением на чужие рынки занимаются МИДы, весь профильный госаппарат. А у нас столь громко приветствуемый экспорт зерна, растительного масла – это результат исключительно успешного менеджмента самого бизнеса. Хотя в этом году на госуровне принята Стратегия развития экспорта и, надеюсь, что-то будет меняться. Санкции тут ни при чем», – уверена Попова.