Фото National Iranian Oil
Иранские танкеры впервые после отмены санкций везут нефть в Европу. «НГ» отследила их путь и спросила эксперта рынка, чего опасаться в связи с этим России, объявившей о готовности вместе с другими 22 странами сократить добычу черного золота.
Два иранских супертанкера везут в Европу нефть впервые после снятия санкций с исламской республики, сообщил Reuters. Танкеры «Snow» и «Huge» с 4 млн баррелей нефти покинули терминал в порту Харк и держат курс на Роттердам (Нидерланды). Это означает, что Иран преодолевает препятствия на пути к восстановлению доли рынка, утраченной в период действия западных санкций, считает Reuters.
«Если иранцам удастся застолбить за собой какую-то долю на европейском рынке, то Роттердам от этого только выиграет», - сказал глава аналитического департамента BRS Brokers Эндрю Уилсон.
По данным «Независимой газеты», полученным из системы слежения за судами marinetraffic.com, «Snow» и «Huge» («Снег» и «Громадина») обошли юг Африки и по прогнозу системы должны прибыть в Европу 7 февраля. Суда-близнецы представляют из себя действительно громадины – длина каждого 333 метра, водоизмещение – 166 тыс тонн.
Агентство отмечает, что до сегодняшнего дня европейские покупатели иранской нефти предпочитали фрахтовать суда других компаний. В период действия санкций действовали ограничения для иранских судов на получение международных сертификатов, которые открывали доступ в мировые порты. Международные страховые компании также неохотно сотрудничали с Ираном. Из-за всего этого экспорт нефти из Ирана сократился в три раза, с 3 до 1 млн баррелей в сутки.
Reuters пишет, что глобальные страховщики морских грузоперевозок заключили соглашение, исключающее из работы с Ираном перестраховщиков из США, что позволит обеспечить почти полное страховое покрытие экспортных поставок иранской нефти и привлечет в порт страны новых судовладельцев.
Тегерану сейчас стало проще бороться за долю рынка в Европе, так как недавнее соглашение стран экспортеров нефти (ОПЕК и не ОПЕК) о сокращении добычи не включает Иран, как страну, пострадавшую от международных санкций.
Иран не преминул воспользоваться исключением из соглашения и в начале января продал более 13 миллионов баррелей нефти, хранящейся в морских танкерах. По словам источника Reuters, число танкеров с непроданной иранской нефтью за неделю сократилось с 14 до 11 в начале января.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев пояснил «НГ», что иранские поставки не повлияют на долю рынка, которую сейчас занимает Россия. «Даже в разгар санкций, введенных в 2010 году и отмененных в начале 2016, Иран не прекращал поставки нефти. Они просто занижали цены, скидки даже публиковались в специализированных журналах. Возможно, что нефть, о которой говорится в сообщении Reuters, это первая поставка без демпинга, который был отменен в октябре 2016».
По словам Танкаева 23 страны, договорившиеся о сокращении добычи (см «НГ» от 17. 01. 2017), пошли на исключение Ирана из этого соглашения в связи с тем, что до начала санкций подавляющее большинство добывавшейся там нефти шло на внутренне потребление, а отправлявшееся, например в Индию черное золото возвращалось обратно в виде бензина. «В стране было огромное внутреннее потребление, сильно росло благосостояние населения, 85% которого получали дотации от доходов от производства нефти. Росло производство и сбыт автомобилей. С отменой санкций эти процессы восстанавливаются очень быстрыми темпами, поэтому аналитики считают, что в ближайшие 2 года весь рост производства нефти в Иране будет потребляться внутри страны, а экспорт останется минимальным».