Предупреждение всем, кто вел мутные дела, – времена меняются. Вот девиз года и буквальная цитата из пророчества Боба Дилана, которому так неожиданно присудили в октябре Нобелевку по литературе. В переводе Эйрхарт: «Придите же люди, где б ни были вы, – признайте, что воды поднялись, увы! Что скоро дойдут они до головы, и чтоб вам сэкономить минуты – учитесь грести средь других рядовых…» Чем не знак элитам, в особенности американским, – о да, времена меняются!..
На языке носителей из 1964-го прилетело: видимо, чтобы яснее дошел смысл. «Сенатор, политик, придите на зов, в проходе не стойте, в конце-то концов…» В Британии – в ответ на самый нелепый в истории референдум, задуманный, чисто чтобы услышать: «Что вы, мы остаемся» – и сохранить Британию в узде, чопорные английские элиты получили сигнал на выход. И этот результат, и особенно победа Трампа, – триумф все большего числа людей, полагающихся на независимые источники информации в Интернете и на собственную голову, а не на гипноз купленного элитами на корню телевидения. WikiLeaks и Алексу Джонсу с его Infowars и PrisonPlanet TV люди поверили сильнее, чем лживым улыбкам политиков и официозных ведущих. К 2016-му очень вовремя накопилась критическая масса трезвомыслящих граждан.
У каждого свои ассоциации. Мы смотрели с дочкой «Приключения Электроника». Она в первый раз, я в десятый. Запала ей в душу оттуда песня – ходит, поет: «Бьют часы на старой башне…» Вы же помните, какое чистое решение там сработало? «Мы починим часы и разбудим весь город. Мы покажем людям картины, и они все поймут». Серебряный мальчик с собакой, и «в этом мире должен каждый – слушать время и отважно в ногу с временем шагать…» Лично я в Новый год поднял бокал, а после инаугурации Трампа мысленно повторю тост еще разок – за то, чтобы каждым из нас руководила совесть, помогающая отличить добро от зла, умело скрытого под доброй маской. Видеть вещи такими, какие они есть, принимать верные решения, не поддаваясь мороку. И чтобы никакие Стамп и Урри так и не смогли разобраться, где у всех у нас кнопка. Если, конечно, таковая существует.