Государство дарит в среднем несколько десятков тысяч рублей покупателям авто в России. Фото Reuters
Ноябрь принес российскому авторынку неожиданный сюрприз – продажи новых отечественных и импортных автомобилей вдруг выросли на 0,6% по сравнению с ноябрем. Спад продаж в годовом измерении прекратился в России впервые за последние два года. Впрочем, этот рост наблюдается на фоне ежегодной господдержки в размере 60 млрд руб., и ее сокращение наверняка приведет к новому падению продаж. В 2017 году Минпромторг обещает модифицировать программы господдержки, придав им «социальное» звучание.
В ноябре 2016 года авторынок РФ показал плюс впервые с декабря 2014 года. За месяц в России продано 132,3 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 0,6% выше показателей ноября 2015-го. А отечественная «Лада» увеличила в ноябре продажи на целых 18%, реализовав 25,5 тыс. автомобилей. Об этом сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в России.
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер призывает подождать закрепления положительного тренда. «Сейчас все внимание приковано к декабрю, у которого есть потенциал продемонстрировать, что рынок продолжает двигаться в правильном направлении», – говорит он. И действительно, за январь–ноябрь в России продали около 1,3 млн новых авто, а это на 12% меньше, чем за тот же период 2015 года.
По оценке главы Минпромторга Дениса Мантурова, падение авторынка России по итогам 11 месяцев 2016 года составит около 11%, а по итогам года он ждет снижения на уровне 8,5–9%. «Падение продаж за 11 месяцев 2016 года составило 13,3%, – приводит «НГ» свои оценки зампред правления Автоспеццентра Александр Зиновьев. – Это значительно лучше прошлогоднего показателя, когда за январь–ноябрь было продано на 34,5% меньше автомобилей, чем годом ранее».
Замедление падения на авторынке пока трудно считать признаком общего сигнала к подъему экономики. Во-первых, в целом розничные продажи в стране падают (см. «НГ» от 08.12.16), сокращаются и доходы граждан, в январе–октябре 2016-го они упали на 5,3% в годовом выражении. А во-вторых, показатели автопромышленности были бы куда плачевнее, если бы не многомиллиардные вливания в нее из бюджета.
Эксперты уверены, что торможение спада авторынка возникло только благодаря госпрограммам поддержки отрасли, которая действует с 2014 года и на которую только в этом году было направлено 65 млрд руб. В программу поддержки входят субсидии на утилизацию автохлама и программы trade-in (зачет стоимости старого авто при покупке нового).
Треть средств, выделенных государством на поддержку российского автопрома, была направлена АвтоВАЗу (20 млрд руб.). Полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич уточнял, что в эту сумму включена модернизация производственных мощностей. Госвливания помогли компании показать лучший прирост выручки за 10 месяцев 2016 года на 10,4%. Автомашин под брендом Lada продали на 114,8 млрд руб.
Ситуация нравится президенту РФ Владимиру Путину. «Без программы государственной поддержки в 2016 году рынок российской автомобильной промышленности упал бы на 30–40%, правительство продолжит помогать предприятиям отрасли», – заявил он на встрече с рабочими завода в Ярославле в ноябре. Правда, в сентябре Министерство экономического развития сообщило, что программы поддержки автопрома себя исчерпали, и предложило завершить программу утилизации и поддержку trade-in. Но с тех пор руководство в министерстве, как известно, изменилось, а изложить актуальное мнение ведомства по этому вопросу пресс-служба по запросу «НГ» вчера не смогла.
Вице-президент Российской ассоциации дилеров Владимир Моженков призывал не менять хорошо работающий механизм. «И утилизация, и льготное кредитование, и лизинг сработали великолепно, по ним в стране продается каждый второй автомобиль».
Минпромторг, однако, заявил, что старые программы проработают еще несколько месяцев, но им на смену могут прийти новые, причем субсидирование хотят оставить на таком же уровне – около 60 млрд руб. в год. «На первую половину года, как минимум на первый квартал, мы должны будем сохранить уже хорошо зарекомендовавшую себя форму в комбинации с теми формами, которые мы хотим внедрить в следующем году, – это и «Первый автомобиль», и «Автомобиль для многодетной семьи», и «Русский тягач», и «Автомобиль для села», – сказал Денис Мантуров.
«Первый автомобиль» – это субсидия молодежи до 30 лет, которая может составлять до 60 тыс. руб. при покупке первой машины стоимостью до 800 тыс. руб. По программе «Автомобиль для многодетной семьи» можно будет получить до 100 тыс. руб. при стоимости машины до 1 млн руб. «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело» направлены на увеличение сбыта коммерческого транспорта до 26 тыс. штук.
При этом Минпромторг прогнозирует, что, если запланированные меры поддержки автопрома заработают так, как надо, производство легковых автомобилей в 2017 году вырастет на 7%, а грузовиков и автобусов – на 17–18%. Трудно представить, что программа почему-либо забуксует. Ведь в середине ноября Владимир Путин говорил, что господдержка российского автопрома будет продолжена и в 2017 году.
Александр Зиновьев уверен, что результаты ноября не повлияют на продолжительность действия программ господдержки. «Их действие будет продлено на 2017 год, как и планировалось, на первый квартал – точно. Но любые комплексные программы поддержки бюджетного сегмента рынка не должны длиться более трех лет – за это время все желающие сменить старое авто уже успевают это сделать. Действие программ должно быть циклично, то есть они должны возобновляться каждые четыре-пять лет», – считает Зиновьев.