Продажи бытовой техники сократились в России больше чем на треть. Фото РИА Новости
На фоне общей рецессии и сокращения экспорта россияне радуются каждому приятному сюрпризу. Одна из таких позитивных новостей: РФ установила «личный рекорд» по экспорту стиральных машин, продав за рубеж почти миллион штук. Основная причина роста такого экспорта – падение доходов и зарплат в самой России. Теперь граждане РФ не могут позволить себе крупные покупки, а их дешевый труд позволяет экспортировать стиральные машины даже в самые небогатые страны – Румынию, Украину, Казахстан и Белоруссию. Однако обольщаться не стоит: за первые девять месяцев 2016 года российский экспорт машин, оборудования и транспортных средств упал почти на 13%.
РФ продемонстрировала рекордный рост экспорта стиральных машин, сообщает Российский экспортный центр (РЭЦ) по итогам анализа статистических данных и данных таможни. С января по сентябрь 2016 года экспорт вырос в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Зарубежным покупателям было отправлено 934 тыс. машин, при этом 55% поставок были направлены в дальнее зарубежье. Самым крупным покупателем машин с клеймом «Made in Russia» стала Польша – 21% от общего объема. Среди стран СНГ основными потребителями стали Казахстан (18,7%) и Украина (13,5%). Кроме того, много машин купили Румыния (10,6%), Италия (10,2%) и Белоруссия (7,1%). Теперь российские стиральные машины поставляются в 50 стран мира.
В два раза выросла и стоимость проданных машин – до 155 млн долл. Последний раз близкие показатели фиксировались еще до начала кризиса. В 2013 году были проданы за рубеж 661 тыс. штук на 144 млн долл. Правда, тогда 3/4 экспорта приходилось на страны СНГ (прежде всего Украину, Белоруссию и Казахстан).
Россия на восьмом месте в мире по экспорту стиральных машин и занимает около 3% мирового рынка. С 2015 года экспорт стиральных машин из РФ превышает импорт. В экспорте продукции машиностроения из РФ на стиральные машины теперь приходится 0,9%. Это сопоставимо с такими традиционными статьями, как ракетные двигатели, говорится в материалах РЭЦ.
Эксперты отмечают, что отечественные производители бытовой техники занимают только 20% внутреннего рынка. Экспортируется 5% российской электроники, так что доля РФ на международном рынке составляет 0,05%. Это крайне мало.
Вчера же стало известно, что отечественные производители легковых автомобилей начали экспортные поставки во Вьетнам в рамках соглашения о свободной торговле со странами ЕАЭС, которое вступило в силу в октябре. «Renault Россия» первым воспользовался условиями этого соглашения, которое предусматривает постепенное снижение ввозных пошлин на российские автомобили с 74% до нуля к 2025 году.
Ранее РЭЦ сообщал, что быстрые темпы падения экспорта углеводородов привели к улучшению общей товарной структуры внешних продаж. В первом полугодии 2016-го доля несырьевого экспорта увеличилась до 37% против 32% годом ранее, и это максимальный показатель за 10 лет. Однако Росстат приводит неутешительные данные экспорта по статье «машины и оборудование». Общий объем экспорта из РФ упал за январь–сентябрь 2016 года на 22,8%, а экспорт машин, оборудования и транспортных средств – на 12,8%.
Эксперты называют несколько причин противоречивых цифр роста экспорта отдельных видов продукции и падения экспорта в несырьевом секторе нашей экономики.
«В первом полугодии 2015 года несырьевой экспорт РФ упал еще больше – на 17%, то есть темпы падения замедлились, – пояснил «НГ» первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский. – Конечно, есть группы товаров, где фиксируются обратные тенденции – текстиль, продовольствие, но в целом – ситуация крайне удручающая. И рост экспорта стиральных машин сути этих макроэкономических показателей не меняет».
Эксперт рассказал, что производители стали искать другие варианты реализации своей продукции в отсутствие спроса на внутреннем рынке (по итогам 2015 года продажи этой техники упали на 35%). При этом речь идет в основном не о российских марках техники, а о зарубежных производствах, локализованных в РФ.
«Бренды с мировым именем без труда нашли возможности для экспорта своей продукции, – говорит Андриевский. – К повышению конкурентоспособности товаров, произведенных в РФ, привели девальвация рубля и снижение стоимости трудовых ресурсов. И сложно определить, чего в этой ситуации больше – плюсов или минусов: с одной стороны – рост ценовой конкурентоспособности российской продукции, с другой – снижение доходов российских граждан. По последним данным, средняя зарплата в РФ стала ниже, чем в Китае».
«Покупательная способность населения России падает, и производители начинают осваивать новые рынки для сбыта. В данный момент рабочая сила в нашей стране догоняет по дешевизне Китай, что делает наращивание производства у нас все более привлекательным. Крупные западные игроки снова начали рассматривать инвестиции в Россию в надежде на будущий экономический подъем», – сказал «НГ» региональный директор eToro в России и СНГ Павел Салас.
«Ситуация с автомобилями тоже противоречива, – говорит Андриевский. – По соглашению с Вьетнамом, в течение трех лет на рынок этой страны может быть поставлено только 2550 авто, то есть около 830 штук в год. И в поставках будет участвовать не только Renault, но и КамАЗ, «Соллерс», группа ГАЗ. Так что на Renault придется в лучшем случае несколько сотен автомобилей в год. Это ничтожная доля в общем объеме производства автоконцерна в РФ. Российский экспорт автомобилей, который за первые семь месяцев этого года упал по легковым автомобилям на 35%, а по коммерческим – на 32%».