0
8807
Газета Экономика Интернет-версия

07.11.2016 14:00:00

ЦБ обнажил кадровые проблемы

Тэги: центробанк, экономика, политика, финансы


центробанк, экономика, политика, финансы Фото Gettyimages

Жесткая политика Банка России в надзоре за банками активно дает плоды, правда, не всегда те, на которые рассчитывает сам регулятор. Все чаще сотрудники Центробанка начинают мелькать в новостях, связанных с коррупцией или недобросовестными действиями. Причем речь идет не только о рядовых, но и высших представителях руководства Банка России.

В ноябре 2016 года банковское сообщество удивила новость о задержании сотрудниками ФСБ экс-банкира Ильдара Клеблеева. До 2010 года он был заместителем председателя правления «Международного банка развития». Карьера господина Клеблеева как банкира прервалась из-за скандала с его отцом – Рустамом Клеблеевым, которого осудили попытку рейдерского захвата здания «Международного банка развития». Наказанием было – 2,5 года колонии. После этого скандала Ильдар Клеблеев исчез из публичного поля, но теперь опять появился в СМИ. Информационное агентство «Росбалт», «Российская газета» и другие СМИ сообщили 2 ноября, что Ильдар Клеблеев представлялся высокопоставленным сотрудником Банка России и требовал 1 млн евро у руководства небольшого московского банка «Агросоюз».

Следственные органы сейчас ищут возможных сообщников Клеблеева в Банке России, поскольку мошенник, как пишет «Росбалт», «проявил полную осведомленность обо всех действиях Банка России» в отношении «Агросоюза», о событиях, происходящих в данном банке, показывал «закрытую» документацию», что всегда должно оставаться тайной между действующим банком и надзорным блоком ЦБ.

Также Клеблеев заявил, по данным портала, что может повлиять на результаты проверки ЦБ «Агросоюза», по итогам который якобы будет поставлен вопрос об отзыве у банка лицензии. Именно эти факты, судя по всему, могут дать основания сотрудникам ФСБ и других правоохранительных органов в очередной раз проверить сотрудников надзорных департаментов Банка России.

Сколько диванов нужно ЦБ?

Напомним, что в последние время такие проверки стали слишком часты. Иногда, правда, они доходят до сюрреализма, в который трудно поверить: 9 сентября в офисе Главного управления ЦБ по ЦФО на ул. Балчуг, 2, сотрудники Следственного комитета России (СКР) и ОМОНа проводили выемку документов, сообщила газета «Ведомости» (см. номер от 12.09.16). Источник газеты сообщил, что выемка была связана с ситуацией в Международном акционерном банке (МАБ) и что «на его памяти впервые в теруправление пришли следователи с ОМОНом». Позднее официальный представитель Банка России подтвердил, что «следственные действия в отношении двух сотрудников ГУ по ЦФО по заявлению о краже картины, дивана и вазы в Международном акционерном банке».

Как бы ни звучало сочетание «кража дивана, вазы и картины» и обыск в Центробанке, позднее все данные подтвердились. Как сообщала газета «Ведомости» в том же номере, «следственные мероприятия проводились в отношении отдельных сотрудников Банка России». А агентству ТАСС источники в прокуратуре сообщили, что «в связи с заявлением о краже в Международном акционерном банке, в котором введена временная администрация (…) подозреваемые установлены. Они признали вину».

«Ведомости» также сообщили, что представителей правоохранительных органов интересовал куда больший набор документов. В деле несколько эпизодов и многие вопросы касались периода времени задолго до прихода временной администрации, говорит собеседник газеты. История про диван, ковер и вазу не соответствует действительности в полной мере, следует из его слов: «Диван, вазу и ковер, конечно, украли, но перед этим все остальное», говорил источник газеты.

ЦБ и прокуратура: друзья или враги?

В теории правоохранительные органы и надзорный блок Банка России должны действовать сообща: если ЦБ заранее видит недобросовестные операции, он направляет сообщения в Росфинмониторинг, прокуратуру, ФСБ и т.п. Если первыми что-то заметили силовики, то должно быть такое же взаимодействие. Однако за последний год прослеживается усиленный интерес Генпрокуратуры к действию Банка России именно в части надзора. Наибольший интерес был к вопросам санации банков: на спасение банков потрачено свыше 3 трлн рублей (по оценкам международного агентства Fitch), при этом в основном эти деньги получают госбанки или крупнейшие частные банки. И уходят эти средства порой на решение собственных проблем этих банков. Поэтому в правоохранительных органах даже потребовали от ЦБ сделать механизм санации банков прозрачным, особенно в части выбора банков-санаторов (об этом писала газета «Коммерсантъ» 19 апреля 2016 года).

Вторая претензия – качество надзора за действующими банками. В январе 2016 года ЦБ отозвал лицензию у Внешпромбанка, совладельцем которого, как писал портал РБК (02.06.16), была Лариса Маркус. Оказалось, в банке было много некачественных активов, а часть денег была выведена за рубеж, о чем Банк России, постоянно мониторящий состояние банков, надо полагать, не мог не знать. В итоге от отзыва лицензии пострадали многие организации и чиновники, а спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в феврале этого года призвала ввести ответственность за деятельность сотрудников Банка России (сейчас она не прописана в законах).

ЦБ решился на увольнение

К осени 2016 года отношение ЦБ и силовиков обострились еще больше: в СКР и ФСБ все чаще, как пишет «Росбалт» (12.07.16), приходили с проверками в Банк России. Но решающим спусковым крючком стало дело полковника Дмитрия Захарченко – исполняющего обязанности начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД. По версии следствия, Захарченко долгое время покровительствовал группе предпринимателей, в том числе руководителям Нота-банка, писала газета «Коммерсантъ» (см. номер от 15.09.16).

Сам обвиняемый, кстати, пишет издание, «порекомендовал следствию обратиться к его отцу Виктору Захарченко, которого он назвал крупным финансистом». «Захарченко-старший известен в них как автор различных финансовых схем, которыми пользуются владельцы и топ-менеджеры проблемных банков, - пишет издание. - Согласно этой версии, которую сейчас проверяет следствие, он вместе с сыном помогал минимизировать потери банкирам перед отзывом у них лицензии Центробанком. В число клиентов господ Захарченко попали и владельцы Нота-банка. Якобы по просьбе банкиров семья помогла им вывести часть средств за границу, а остальное - обналичить». Естественно, возникает вопрос - можно ли проводить подобные операции, не имея инсайдерской информации из ЦБ?

Через две недели после «дела Захарченко» в Банке России произошли крупные перестановки: председатель ЦБ Эльвира Набиуллина подписала приказы об отставке первого зампреда Банка России Алексея Симановского и зампреда Михаила Сухова. Оба с начала 2000-х годов курировали надзор за банками. Эксперты газеты РБК (03.10.16) связывали эти отставки именно с давлением следственных органов на Эльвиру Набиуллину. «Вероятно, Набиуллиной дали карт-бланш, потому что даже у Игнатьева не было полномочий убрать эту команду», – предположил президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов в беседе с РБК. «По его мнению, - пишет портал - отставку зампредов ЦБ могли инициировать силовые структуры, у которых накопилось очень много вопросов к надзорному блоку. «Мы увидим это позже. Если Сухов не будет назначен на какой-то высокий пост, то рынок узнает много нового», – считает Мамонтов. Кстати, Михаил Сухов занял новый высокий пост – стал одним из топ-менеджеров Группы ВТБ.

С момента прихода Набиуллиной именно надворный блок пострадал больше всего: помимо Симановского и Сухова, с 2013 года покинули ряды регулятора начальник центрального ГУ Алексей Плякин; зампреды ЦБ Сергей Голубев, Михаил Сенаторов и Виктор Мельников; а также глава департамента банковского надзора Рубен Амирьянц (он перешел в АСВ). В каждом случае никаких конкретных претензий к уходящим не было, как не было и никаких последующих «разборов полетов». В конце октября о громкой отставке объявили, кстати, и в АСВ: уходит Андрей Мельников, который с 2004 года был замруководителя агентства, и курировал страхование вкладов. Но кадровые перестановки сопровождались, как писал «Коммерсантъ» (см. номер от 31.10.16), комментариями главы ЦБ о «повышении внутренней эффективности».

Кстати, мало кто помнит, но еще бывший председатель Банка России Сергей Игнатьев в беседе с агентством «Интерфакс» еще в 2007 году заявил, что он «не берется утверждать, что среди сотрудников Банка России не может быть ни одного случая коррупции». «Тогда банкиры, те, кто болеет за дело, пусть помогут выявить этих нечестных людей. Надо обращаться в прокуратуру с конкретными фактами», – заявил в январе 2007 года господин Игнатьев. Возможно, спустя почти 10 лет начинается «чистка» регулятора от недобросовестных сотрудников надзора. Только вся интрига в том, что это не внутреннее дело и не инициатива руководства ЦБ. Видимо, чаша допустимого переполнена и теперь за чистки в ЦБ отвечают правоохранительные органы, а главный надзорный орган за финансовым рынков России сам находится под пристальным надзором. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1235
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3104
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2202
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1761

Другие новости