Дмитрий Медведев проделал огромную работу по подготовке бюджета-2017. Фото РИА Новости
Федеральные расходы на медицину и образование в бюджете на следующие три года будут сокращены почти в полтора раза. Бюджет составлен так, чтобы исполнить все социальные обязательства, сообщил вчера президенту Владимиру Путину премьер Дмитрий Медведев. После этого доклада Медведев утвердил новые стратегические проекты развития, на которые будет выделено в десять раз меньше денег, чем на прошлые нацпроекты. В рамки тощего бюджета втиснуты в качестве национальных приоритетов строительство больничных вертолетных площадок, онлайн-запись к врачу и интернет-образование.
Премьер Дмитрий Медведев вчера доложил президенту Владимиру Путину о готовности бюджета-2017. «Проект бюджета предполагает дефицит в районе 3%, инфляцию – 4% в 2017 году. Доходная часть у нас 13,5, расходная – 16 трлн руб.», – напомнил основные параметры документа Медведев.
В то же время, как подчеркнул премьер, в проекте бюджета страны сохранены все социальные обязательства. По словам главы правительства, бюджет предполагает финансирование всех социальных расходов, носящих нормативный характер. «Ни одно социальное обязательство не вычеркнуто, не уменьшено, наоборот, в ряде случаев мы даже пошли на определенную индексацию», – сообщил он президенту.
Впрочем, текущее состояние бюджетных проектировок пока сложно назвать прозрачным. В частности вчера пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову пришлось объясняться относительно размера отчисляемых в бюджет дивидендов крупнейшей государственной нефтегазовой компании. По оценке главы Счетной палаты (СП) Татьяны Голиковой, «Роснефтегаз» до конца этого года должен перечислить в бюджет около 700 млрд руб. Но попадут ли эти средства в казну – точно никто не знает. В 2016 году компания перечислила в бюджет около 35 млрд руб., сообщили в СП.
Если перечисление в бюджет почти триллиона рублей под вопросом, то с распределением 150 млрд руб., предназначенных на реализацию 11 приоритетных для РФ направлений, похоже, ясности больше. В частности, вчера в правительстве определились с проектами по двум направлениям: образование и здравоохранение.
«Сами пилоты мы уже неоднократно и подробно с вами обсуждали, определили целевые показатели, этапы работы, способы решения основных задач, определили, откуда деньги будем брать. Сегодня посмотрим и утвердим паспорта по этим двум направлениям», – подчеркнул Медведев на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
В частности, стратегическими проектами в сфере здравоохранения в правительстве признали четыре проекта. «Должна быть окончательно сформирована трехуровневая система медицинской помощи в зависимости от рисков для будущих матерей и их детей. К 2018 году все нуждающиеся должны иметь доступ к высокотехнологичной помощи современных перинатальных центров», – рассказал Медведев о первом проекте, уточняя, что его финансирование пойдет на завершение строительства тех перинатальных центров, «которые строятся, но еще не достроены». Таким образом, по мысли Медведева, проект должен поддержать рост рождаемости в стране.
Другой приоритетный проект в сфере здравоохранения нацелен на развитие санитарной авиации за счет увеличения количества вертолетных площадок в больницах. «Третий предполагает перевод части работы врачей из бумажной в электронную форму», – объясняет глава правительства. А четвертый проект будет направлен на организацию мониторинга движения медицинских препаратов. «Четвертый проект – это организация мониторинга движения препаратов, чтобы в аптеки не попадали подделки, ну, а в случае их обнаружения можно было бы оперативно выводить контрафакт из оборота», – поясняет премьер. Заметим, о необходимости введения подобного контроля социальный блок правительства говорил еще год назад. Тогда же высказывались мысли, что мера позволит не только бороться с контрафактными таблетками, но и ростом цен на лекарства (см. «НГ» от 29.04.15).
Финансирование больниц федеральный Центр все чаще сбрасывает на регионы. Фото Ридус |
В сфере образования в правительстве также предлагают к утверждению четыре пилотных проекта. «Цель первого – сформировать современную образовательную среду для школьников», – указал Дмитрий Медведев, уточняя, что деньги в рамках этого направления пошлют на ремонт и строительство школ. Второй проект будет направлен на повышение качества и доступности онлайн-образования. В свою очередь, третий проект позволит увеличить численность квалифицированных рабочих кадров за счет присоединения к движению WorldSkills. «Мы неоднократно эту тему обсуждали. Собственно, из-за этого у нас сдерживается развитие промышленности и экономики в целом», – считает премьер. А четвертый проект, по задумке чиновников, будет направлен на развитие российских вузов.
В то же время можно констатировать, что за рапортами о стратегических проектах в социальных сферах в первую очередь скрывается простой и довольно печальный факт – денег власти на эти направления будут выделять все меньше и меньше. «НГ» ранее писала, что в целом на все 11 приоритетных направлений власти направят около 150 млрд руб. И если эти суммы сравнивать с вложениями правительства на прежние приоритетные программы, получится, что на текущие проекты власти планируют направить суммы в 10 раз меньшие (см. «НГ» от 13.10.16).
В целом, как следует из проекта «Основных направлений бюджетной политики и федерального бюджета на 2017–2019 годы», власти намерены вернуть финансирование таких жизненно важных для населения сфер, как образование и здравоохранение, в процентном отношении к ВВП на уровень 2006 года, замечают экономисты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ). Эксперты также делают вывод, что федеральный бюджет все последние годы последовательно самоустранялся от финансирования сферы образования и здравоохранения. «Расходы на образование из федерального бюджета (в основном на высшее) снизились с 1% ВВП в 2013 году до 0,7% ВВП в текущем году, а через три года они должны ужаться до 0,6% ВВП. Что касается здравоохранения, то после всех сокращений и погружения в систему обязательного медстрахования высокотехнологичной помощи к 2019 году центр будет финансировать всего 0,4% ВВП против 0,7% в 2013 году», – отмечает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. При этом, как сообщают в ВШЭ, по статистике прошлого года, региональные власти, которые принимают самостоятельные решения по бюджетным расходам, финансировали 81% от всех затрат на образование и 47% от суммарных затрат на здравоохранение, говорит Акиндинова. Другими словами, почти половина будущих расходов на медицину и более двух третей финансирования образования зависят от состояния региональных бюджетов, положение которых также не внушает оптимизма.
Очевидно, вклад региональных бюджетов будет превалировать в сфере образования и здравоохранения и дальше, полагают эксперты «НГ». «Скорее всего доля муниципальных средств вырастет до 85–90% и 60% соответственно, однако нагрузка на местные бюджеты будет формироваться в соответствии с основными экономическими показателями. То есть дотируемые регионы не лишатся поддержки со стороны Центра при реализации программ, в то время как наиболее состоятельные регионы будут предоставлены сами себе», – считает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. Однако даже самые зажиточные регионы сейчас могут столкнуться с проблемами роста стоимости обслуживания долговых обязательств и сокращением доходов. «А значит, наращивать финансирование развития здравоохранения при всем желании им попросту будет не по карману», – указывает эксперт. Можно, конечно, отказаться от индексации зарплат, провести оптимизацию штатов, а сэкономленные средства пустить на строительство и переоснащение поликлиник и школ. «Однако сокращение финансирования зачастую ведет к усилению коррупционной составляющей, снижению качества оказываемых населению услуг и утечке наиболее ценных кадров в частный сектор и за рубеж», – предупреждает Антонов. «В условиях дефицита федерального бюджета все программы неизбежно ждет сжатие финансирования», – добавляет гендиректор «Мани Фанни» Александр Шустов.