0
3649
Газета Экономика Интернет-версия

24.10.2016 14:57:00

Реформа атомных госзакупок

Кирилл Астахов

Об авторе: Кирилл Александрович Астахов – редактор приложения «НГ-энергия».

Тэги: росатом, лихачев, энергетика, атомекс, аэс


росатом, лихачев, энергетика, атомекс, аэс По мнению гендиректора «Росатома» Алексея Лихачева (на переднем плане), сегодня главный вызов для госкорпорации – стремительный рост числа зарубежных клиентов. Фото Анастасии Барей

Портфель заказов Росатома постоянно расширяется, меняется его структура. А вместе с этим приходится корректировать и подход к системе закупок. По словам генерального директора госкорпорации Алексея Лихачева, физические объемы теперь совершенно другие, да и количество поставщиков только растет. И действительно, с 2011 года масштаб увеличился вдвое. Теперь ежедневно разыгрывается заказов приблизительно на 2,5 млрд руб. и борются за них до 140 предприятий.

На VIII Международном форуме поставщиков атомной отрасли АТОМЕКС-2016, который проходил в Москве 19 и 20 октября, Алексей Лихачев подчеркнул, что стремительный рост числа зарубежных клиентов – главный вызов сегодняшнего дня. С одной стороны, это открывает новые возможности, с другой – требует серьезного пересмотра действующих процедур.

Программа на ближайшие 10 лет включает до 40 энергоблоков в 15 странах мира. Ее финансирование достигает 150 млрд долл. При этом жесткие требования международных договоров зачастую диктуют переход на новые стандарты качества, которые подталкивают к более строгому отбору поставщиков. Большинство соглашений межправительственные, а значит, отступить от них из-за срыва поставок без имиджевых потерь как для корпорации, так и для государства невозможно. Во многих случаях работа ведется, как правило, на территории стран-партнеров, поэтому необходимо следовать их нормам, в том числе техническим. И здесь Россия должна сыграть на опережение, заранее адаптировавшись к основным тенденциям современного мирового рынка.

Постепенная трансформация

Росатом идет по пути укрупнения закупок, сокращения их количества. Основной принцип – объединение схожих покупок в одну. Такие «пакеты» формируются путем внедрения более долгосрочных контрактов, а также совмещения товаров одной категории для удовлетворения потребностей сразу нескольких предприятий. По возможности проводятся типизация и унификация технических характеристик приобретаемых товаров и услуг. В этом году категорийное управление должно охватить 73 организации и 474 млрд руб., то есть 48% годовой программы закупок (дополнительный экономический эффект от этого в первом полугодии 2016 года составил 7 млрд руб.). Оценивая перспективы категорийных стратегий, директор по закупкам, материально-техническому обеспечению и управлению качеством госкорпорации «Росатом» Роман Зимонас отметил: «В любом случае дополнительная экономия при проведении таких закупок составляет минимум 4%, поэтому это направление мы будем развивать и планируем довести его как минимум до 70% при проведении закупок, не касающихся малого бизнеса. Вот, например, раньше мы покупали подогреватели высокого давления с ценой около 1,165 млрд руб. При объединении потребностей и прямого приглашения изготовителей к процедуре нам удалось снизить практически на 55% цену». Вместе со всем вышеперечисленным отдается предпочтение открытым конкурентным процедурам.

В сумме эти меры дают неплохой результат. Затраты госкорпорации снижаются. Ее экономия за семь лет – почти 425 млрд руб. Кроме того, с 2011 года среднее количество участников в крупных закупках выросло с 3,5 до 7. Поставщиков становится больше, и это говорит о том, что процесс стал более прозрачным и доступным для предпринимателей. Совершенствуется практика предварительного информирования всех заинтересованных лиц. Одна из основных задач кампании – сделать закупки максимально открытыми и привлекательными для партнеров.

Конкурентная среда

Объем конкурентных закупок растет каждый год. В 2015 году их сумма была 643,59 млрд руб., по итогам этого года Росатом рассчитывает поднять планку до 786,84 млрд руб. Значительную часть этого плана – 329,54 млрд руб. – уже удалось исполнить, а выданные заказы не дают возможности усомниться, что оставшегося времени хватит для достижения цели. Между тем в следующем году, согласно прогнозу, сумма должна превысить 800 млрд руб.

Только в этом году корпорация успела сэкономить при конкурентных процедурах более 15 млрд руб. собственных средств, то есть 9,7% от общей стоимости лотов. За семь лет ей удалось сберечь таким образом 166,5 млрд руб.

По традиции с 2012 года все конкурентные закупочные процедуры ГК «Росатом» проводит на электронных торговых площадках. На данный момент их всего три – «Фабрикант», «Росэлторг» и B2B-Center. Ежегодно они обрабатывают около 30 тыс. заказов.

В связи с тем, что больше половины закупок осуществляется для сооружения объектов за границей, корпорация решила упростить доступ иностранных компаний к электронным торгам. Теперь они могут участвовать в них без цифровой подписи с параллельной подачей всего пакета документов на бумажном носителе.

Объемы заказов растут, и приходится ускоряться. На этой волне Росатом решил опробовать новый закупочный механизм – электронный магазин. Дело в том, что сейчас даже самая короткая процедура – запрос цен – порой съедает больше двух месяцев. В случае с простой продукцией это непростительная трата времени. Для таких товаров достаточно просто выработать конкретные нормы и типовые технические требования. Ориентируясь на эти критерии, поставщики смогут оставить свои предложения в магазине в виде оферты. По сути, они вешают на продукцию ценник, и ее можно будет приобрести без проволочек. В ряде случаев это позволит провести закупку за сутки.

Малый и средний бизнес

Участие субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупках госкорпорации расширяется. Закон требует держать их долю выше 18%. Естественно, этот показатель рассчитывается, отталкиваясь только от того, что предприятия атомной отрасли вправе приобретать у МСП. По понятным причинам работы и услуги, оборудование и материалы, а также другая продукция, непосредственно связанная с использованием мирного атома, здесь под запретом.

Установленный порог Росатом преодолел с лихвой. Запланировано 50,8% закупок у МСП, в денежном выражении это 71,45 млрд руб. А на инновационную и высокотехнологичную продукцию малого и среднего бизнеса, где закон установил обязательства в размере 200 млн руб., в этом году корпорация собирается потратить 832 млн руб. Таким образом, заказы от Росатома ежедневно получают в среднем 22 субъекта МСП на сумму 150 млн руб.

Борьба за добросовестность

Для минимизации злоупотреблений в процессе закупок приходится постоянно совершенствовать систему. Законодательство тоже не стоит на месте и периодически открывает новые возможности для участников по сохранению паритета. Так, Федеральный закон о контрактной системе № 44-ФЗ ввел в «игру» дополнительные инструменты для борьбы с антидемпингом. К концу этого года Росатом начал применять их на практике. И как раз кстати, ведь бывали ситуации, когда компании уводили стоимость далеко вниз, побеждали, а затем просто отказывались от контрактных обязательств. Теперь, если поставщик сбрасывает цену больше, чем на 50%, ему предложат увеличить обеспечение исполнения договора в полтора раза – с 5 до 7,5%.

Чтобы подать жалобу на нарушение конкуренции при закупках, далеко ходить не нужно. Возникшие претензии готовы рассмотреть Центральный арбитражный комитет (ЦАК) Росатома и арбитражные комитеты его дивизионов. Сейчас участники обжалуют лишь 1,5% конкурентных закупок. Но этими функциями ЦАК не ограничивается. Он также рассматривает обращения о включении той или иной сомнительной компании в список недобросовестных поставщиков атомной отрасли. Кроме того, была открыта горячая линия по борьбе с хищениями и мошенничеством. Своевременное пресечение нарушений позволило сэкономить за пять лет более 600 млн руб. (результат этого года уже перевалил за 16 млн руб.).

В поддержании репутации на рынке ядерной энергетики один из ключевых элементов – соблюдение сроков. Чтобы сдать объект в срок, госкорпорация старается максимально ускорить все возможные процедуры при получении элементов, необходимых для исполнения собственных обязательств. Например, срок проведения всех переторжек, то есть согласования окончательных условий с компанией, получившей заказ, сокращен с 10 до 7 дней. Вследствие этого трудозатраты и потери драгоценного времени в период закупок сократились на 7–10%. Теперь одна из задач – сократить бумажный документооборот в 10 раз.

Однако контрагенты не всегда хотят, а иногда и не могут действовать с требуемой оперативностью. Доступ к обеспечению заказов Росатома получить не слишком сложно, достаточно иметь опыт, финансовую устойчивость, необходимую лицензию и минимальные ресурсы. Но по факту компании, бывает, оказываются не готовы сразу приступить к выполнению заказа, а иногда вообще не знают с чего начать. Проблема в том, что наличие технического проекта, испытательной базы или действующего производства на данный момент не проверяется. Компания подтверждает наличие определенной инфраструктуры и оборудования, но вот позволят ли эти условия произвести запрашиваемый продукт, они доказывать не обязаны. В таких случаях исполнение договора сильно затягивается, может, и на несколько лет, из которых непосредственно изготовление заказанного оборудования составляет хорошо если треть. Самое печальное, что положительного результата можно так и не дождаться. А это ведет к реальным экономическим потерям и репутационным рискам, отметил Роман Зимонас на форуме АТОМЕКС-2016. Исправить положение дел можно отчасти путем серьезной типизации заказов. Для важной и критически важной продукции, которая может или точно приведет к срыву проекта, типизация должна доходить вплоть до рабоче-конструкторской документации. То есть, получив заказ, производитель должен будет изготовить объект конкретной конструкции по уже существующим нормам от предшествующих заказов. Роман Зимонас сообщил поставщикам, что вообще корпорация надеется прийти к тому, чтобы все ее заказы были так или иначе заранее проработаны и желательно уже имели аналоги на рынке.

На пути к новым нормам

Росатом не только следует за меняющимся законодательством в сфере госзакупок, но и активно участвует в его формировании. По этому вопросу корпорация тесно сотрудничает с Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой.

Если по необходимости создать единый перечень способов проведения закупок у сторон нет разногласий, то вот за сохранение права расторгнуть договор Росатому пришлось побороться. Правительство все же согласилось с контраргументами, по крайней мере в части отношений с иностранными заказчиками. Роман Зимонас привел такой пример возможных последствий запрета: «Пример, я думаю, что можно уже сегодня о нем говорить, это турецкая станция Аккую. Вот мы строили, мы играем конкурс, и вот приходит всем известная информация, что мы больше не строим, мне продолжать заключать договор? Это миллиарды рублей. Кто их будет оплачивать? У нас нет денег, то есть у нас остановилась инвестпрограмма. Мы больше не строим станцию, но, учитывая, что у нас теперь запрет в законе отказа от заключения договора, я обязан заключить и, видимо, заплатить». К счастью, сейчас ситуация с реализацией турецкого проекта нормализовалась.

Предложения, которые касаются электронных площадок, госкорпорация встретила положительно. В частности, законодатель хочет установить требование, чтобы все конкурентные закупки проходили исключительно в электронной форме. То же самое касается заказов у МСП. Единственное исключение, на котором настаивает Росатом, это зарубежные проекты, если местные компании не могут работать с нашими электронными площадками, корпорация хочет оставить за собой право переходить на бумагу.

Также рассматривается возможность ввести единую систему аккредитации, которая будет распространяться сразу на несколько электронных площадок. Да и в целом, по всем типам площадок, законодатель надеется, что заказчики уйдут от избыточных требований при аккредитации.

Минэкономразвития изучает возможность определить нормативы затрат для госкомпаний. Однако устанавливать здесь какие-то общие пороги довольно сложно, предупреждает Росатом. Очень уж разные у компаний бизнес-потребности и соответственно объемы закупок.

Есть идея официально ввести институт каталога товаров, работ и услуг. Таким образом их названия и описания будут стандартизированы и ряд манипуляций с предметом закупки, когда он подстраивается под конкретного исполнителя, можно будет исключить. Но все и сразу в перечень внести просто невозможно, поэтому то что туда не попадет, будет оформляться в обычном порядке. В ГК «Росатом» уже существует практика ведения подобного каталога для атомной отрасли.

Корпорация МСП и Минэкономразвития подготовили проект постановления правительства, который предусматривает установку максимального срока оплаты исполненного договора, если он был заключен с субъектом малого или среднего предпринимательства. На это они предлагают выделить 30 дней. А с ФАС идет работа по выработке комплекса мероприятий, которые помогут конкретным МСП дорасти до уровня интересующих их госзакупок, если для соответствия требованиям им чего-то не хватает.

Росатом, в свою очередь, надеется убедить госорганы в необходимости проводить аудит потенциальных изготовителей требуемого оборудования еще до торгов. Под аудитом здесь подразумевается возможность удостовериться, что у изготовителя действительно есть средства для достижения поставленной цели, как производственные, так и денежные, и он не будет зависеть от авансов либо кредитов внешних организаций. Такой метод корпорация предлагает использовать только при закупке критического оборудования.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
544
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
369
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
216
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
311

Другие новости