0
6997
Газета Экономика Интернет-версия

21.10.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Дырявый щит

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток).

Тэги: фас, гособоронзаказ, уголовные санкции, фгуп спецстройинжиниринг


фас, гособоронзаказ, уголовные санкции, фгуп спецстройинжиниринг Инфографика МО РФ

«ФГУП «Спецстройинжиниринг» (подведомственно Спецстрою РФ) из-за отсутствия должного контроля за действиями аффилированных к нему субподрядчиков сорвало выполнение гособоронзаказа более чем на 150 млрд руб.», - сообщила Федеральная антимонопольная служба России по итогам проверки. Помимо этого предприятие не вело претензионную работу по фактам нарушений, в результате чего размер неистребованной у субподрядчиков неустойки превысил 10 млрд руб. И это, увы, не единственная подобная новость. 

На прошлой неделе в Госдуму был внесен правительственный законопроект, направленный на ужесточение мер ответственности за административные правонарушения и преступления в сфере гособоронзаказа (ГОЗ). В случае его принятия в Уголовном кодексе РФ может появиться специальная норма – «Нецелевое расходование финансовых средств, предназначенных для выполнения заданий гособоронзаказа». За совершение данного деяния в крупном размере (от 1,5 млн руб.) грозит штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. Если преступление будет совершено группой или в особо крупном размере (от 7,5 млн руб.), размер штрафа возрастет до 1,5 млн руб., а срок лишения свободы – до восьми лет.

Как отмечают разработчики проекта, реализацию ГОЗа на уровне исполнителя обеспечивают не должностные лица, а руководители различных организаций. Поэтому в случае выявления нарушений им зачастую нельзя инкриминировать статьи 201 и 285.1 УК РФ, касающиеся злоупотребления полномочиями или нецелевого расходования бюджетных средств. Для устранения этого недоразумения и была придумана указанная норма.

Озабоченность правительства состоянием законности в сфере ГОЗа вполне понятна, учитывая его стратегическую значимость и затратность (около 55% оборонных расходов). Согласно статистике Генпрокуратуры РФ, в прошлом году в оборонно-промышленном комплексе было выявлено более 18,4 тыс. правонарушений (в 2014 году – более 7 тыс.), а по материалам проверок возбуждено 244 (131) уголовных дела. География выявленных нарушений обширна: Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия – Алания, Забайкальский и Краснодарский края, Архангельская, Воронежская, Московская, Ленинградская, Оренбургская, Новосибирская и Тверская области. В свою очередь, по утверждению Минобороны, за 2012–2014 годы поставщики сорвали 152 оборонных контракта. По состоянию на март 2016 года объем просроченной дебиторской задолженности ведомства по заключенным контрактам с предприятиями ОПК достиг 250 млрд руб.

По словам замглавы Федеральной антимонопольной службы Максима Овчинникова, механизм распила бюджетных средств в данной сфере остается прежним: сметы завышаются в разы, а конкурирующие подрядчики под разными предлогами не допускаются к участию в конкурсе. Другой проблемой остается нецелевое использование авансовых средств оборонными предприятиями (вложение в уставной капитал, покупка ценных бумаг, погашение кредитов и т.д.) – около 38 млрд руб. за последние три года. И это не предел. «За семь месяцев работы единой информационной системы расчетов, созданной в соответствии с ФЗ № 275 (вступил в силу 1 сентября 2015 года), уполномоченные банки предотвратили списание более 17 млрд руб. на нецелевые расходы», – заявила на апрельском форуме «Гособоронзаказ-2016» замминистра обороны Татьяна Шевцова.

Несмотря на очевидную полезность задумки правительства, есть большие сомнения в ее реализуемости. В частности, в марте профильный комитет Госдумы завернул схожий законопроект вездесущей Ирины Яровой, предлагавшей сажать за хищения средств госконтрактов по ГОЗу на срок от 7 до 20 лет со штрафом в 3–5 млн руб., с формулировкой «санкции не соответствуют принципу справедливости». Об отсутствии целесообразности введения новой нормы свидетельствует также невостребованность уже существующей статьи 285.1 УК РФ. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, за 2011–2015 годы по ней осудили всего 23 человека. Причем далеко не все из них отправились за решетку.

Как показывает практика, правоохранителям хватает инструментария для привлечения виновных к ответственности. При наличии желания, разумеется. В частности, только на Северном флоте по материалам военной контрразведки и мурманских полицейских было возбуждено 14 уголовных дел и ведется целый ряд доследственных проверок, размер ущерба по которым превышает 250 млн, а доход от незаконной предпринимательской деятельности – 500 млн руб. Однако не все из возбуждаемых дел имеют очевидную судебную перспективу. По словам генпрокурора РФ Юрия Чайки, в 2014 году в производстве следователей находилось 294 уголовных дела о преступлениях в рассматриваемой сфере, но в суд было направлено лишь 64 (22%). Повсеместно допускалась волокита (каждое пятое дело расследовалось более года), а по многим делам не принимались необходимые меры к установлению виновных лиц.

Впрочем, приговоры по таким делам нередко оказываются неадекватны содеянному. Так, в августе Октябрьский райсуд Мурманска вынес приговор директору ООО «Северный гарант» Александру Дудорову, обвинявшемуся в мошенничестве (хищении более 33 млн руб., выделенных на сервисное обслуживание военных кораблей). Кроме причинения материального ущерба, что подтверждают многомиллионные арбитражные иски, он снизил боеготовность ряда судов, демонтировав ценные оборудования. За свои ухищрения предприимчивый подрядчик получил всего два с половиной года колонии общего режима!

Пока же рассмотренный проект не обрел статус закона, нарушение условий госконтракта, заключенного коммерческой фирмой в целях выполнения ГОЗа, может вылиться в административный штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Столько же заплатит руководитель, если его компания сорвет сроки и порядок оплаты товаров, работ, услуг. За грубое нарушение условий госконтракта – дисквалификация на срок до трех лет. Необоснованное завышение цен на продукцию по ГОЗу для должностных лиц чревато штрафом в 50 тыс. руб., а для юрлиц – двукратным размером суммы затрат, включенных в себестоимость продукции и не относящихся к ее производству.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
958
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
490
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
429
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
550

Другие новости