Далеко не во всех регионах россияне покупают легальные сигареты. Фото Reuters |
Правительство надеется собирать около 500 млрд руб. в год от повышенных акцизов на табак. Но такие планы могут не оправдаться, как это уже было с акцизами на алкоголь. Близкие к Минфину экономисты и производители табака приводят противоположные данные. «Табачники» уверяют, что в некоторых регионах теневой оборот уже достиг 30%. А Институт Гайдара доказывает, что теневой оборот скорее всего не превысит 5% даже после роста акцизов.
Доля незаконной табачной продукции достигла в России рекордных значений. Такой вывод обнародовала вчера исследовательская компания Nielsen, которая по заказу табачных компаний, работающих в РФ, изучила ситуацию с нелегальным оборотом сигарет.
Как уточняется, исследователи проанализировали свыше 15 тыс. пустых пачек, собранных летом этого года в 89 городах в разных регионах (за исключением Крыма и республик Северного Кавказа).
Выяснилось, что «доля нелегальной табачной продукции в третьем квартале 2016-го составила 2,2% от общего объема рынка», хотя год назад на незаконную продукцию приходилось около 1% рынка. Тем самым продажи нелегальных сигарет выросли за год более чем в два раза – на 114%.
Анализ показал, что более трети – 38% – пачек сигарет, не предназначенных для продажи в России, «были маркированы белорусскими акцизными марками». На втором месте – Киргизия, на которую пришлось около 14% незаконно завезенных пачек. На третьем месте – Казахстан (6% продукции). Также нелегальные сигареты попадают в страну из Таджикистана, Армении, Украины. При этом почти 14% нелегальной продукции – это контрафакт, подделки известных брендов, еще 13% – сигареты неустановленного происхождения.
В приграничных регионах теневой оборот табака растет в разы. «В регионах, граничащих с Республикой Беларусь, доля табачной продукции незаконного происхождения на конец июля 2016 года увеличилась вдвое и достигла 6,9% против 3% годом ранее. На границе с Казахстаном произошел трехкратный рост – с 1,1% до 3,45% табачного рынка», – сообщают исследователи.
Но есть показатели и хуже. В частности, по данным Nielsen, в Омске доля контрабандных и контрафактных сигарет сейчас превышает 10%, хотя еще год назад она составляла около 2%. В Смоленске доля нелегальной продукции достигает 12% против 3% в 2015 году. В Великих Луках речь идет уже о 17% вместо 9%, которые были год назад. Наконец, в Рубцовске Алтайского края доля незаконной продукции приблизилась к 30% после 6% в 2015-м.
По оценкам «БАТ Россия», если учесть еще Крым и Северный Кавказ, то «совокупная доля нелегальной табачной продукции на российском рынке составила 4% в 2016 году». «В масштабах страны это огромные цифры – более 10 млрд сигарет в год. Такое количество подакцизной продукции принесло бы в государственную казну около 23,5 млрд руб. налогов (акциза и налога на добавленную стоимость)», – поясняет директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.
Он уточняет: «Цена российских сигарет росла вслед за акцизами быстрее, чем доходы потребителей». По его словам, табачная продукция в России стоит уже в два-три раза дороже, чем в соседних странах, и отсутствие с ними таможенных границ привело к тому, что более дешевые белорусские и киргизские сигареты начали вытеснять с российского рынка отечественную продукцию.
Из всего этого следует, что дальнейшее повышение акцизов только усугубит ситуацию с теневым оборотом. Напомним, в начале октября Минфин анонсировал дополнительное повышение акцизов на табачную продукцию в бюджете на 2017–2019 годы. Минфин планирует в течение ближайшей трехлетки ежегодно увеличивать табачные акцизы на 10%. В проекте «Основных направлений бюджетной политики» прописано, что в 2017 году бюджет от такой индексации акцизов дополнительно получит 35 млрд руб., в 2018-м – 82 млрд руб., в 2019-м – 122 млрд руб.
Судя по правительственным документам, в 2016 году Минфин планировал собрать табачных акцизов на сумму, превышающую 400 млрд руб. Значит, с учетом дополнительной индексации в ближайшую трехлетку Минфин может получать за счет табачных акцизов почти 500 млрд руб. в год. И судя по планам министерства, даже дивиденды госкомпаний обеспечат бюджету значительно меньше доходов, чем табак. В частности, ведомство Антона Силуанова ожидает, что доход от дивидендов госкомпаний в 2017 году составит 339 млрд руб., в 2018-м – 296 млрд руб., в 2019-м – 263 млрд руб. Такие цифры обнародовал вчера замминистра финансов Максим Орешкин.
Минфин не одинок в своем оптимизме: его надежду на обильные доходы от табачных акцизов разделяют специалисты Института Гайдара. По их расчетам, при повышении акцизов средневзвешенная цена за пачку сигарет может повыситься с текущих 90 руб. до 104 руб. в 2017 году, до 109 руб. – в 2018-м и до 115 руб. – в 2019-м.
При этом экономисты верят, что на рынке снижается и будет снижаться доля нелегального оборота. «Учитывая, что цены на сигареты в России значительно ниже, чем в Евросоюзе, можно ожидать сохранения текущей оптимистичной тенденции в краткосрочной перспективе, предполагающей, что при указанном повышении ставок доля нелегального оборота не превысит 5%. В этом случае доходы бюджета от акцизов на сигареты могут составить 540 млрд руб. в 2017 году, 542 млрд руб. – в 2018-м и 548 млрд руб. – в 2019-м», – сообщают в своем обзоре завлабораторией развития налоговой системы Института Гайдара Наталья Корниенко и младший научный сотрудник лаборатории Елисей Леонов.
Хотя экономисты все же допускают, что на практике ситуация может оказаться хуже: «Нельзя исключать переход к пессимистичному сценарию, согласно которому... доля контрабанды и контрафакта достигнет 15% в 2019 году». Однако даже в этом случае бюджет все равно получит приличную сумму: поступления от акцизов на сигареты составят почти 500 млрд руб. ежегодно в течение ближайшей трехлетки. Более того, даже при росте нелегального оборота до 15% к 2019 году, доля курящего населения сократится в стране с 33 до 25–23%, добавляют в Институте Гайдара.
В расчеты Минфина и экономистов хотелось бы верить. Но у России уже есть печальный опыт повышения акцизов на крепкий алкоголь, в результате которого бюджет недосчитался многих миллиардов рублей, а население чуть ли не массово перешло с легального алкоголя на нелегальную водку и самогон. Например, летом 2015 года глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что теневое производство алкоголя в регионах уже превышает 50%, из-за чего бюджет теряет около 290 млрд руб. в год (см. «НГ» от 30.06.15).
Хотя стоит учитывать, что приведенные в исследовании пугающие цифры о доле нелегального рынка табака в регионах могут быть подобраны специально в интересах табачных производителей, которые, конечно, не слишком рады повышению акцизов.
Некоторые опрошенные «НГ» эксперты опасаются, что действия Минфина еще больше загонят табачный рынок в тень. «Бизнес всегда остро реагирует на рост налоговой нагрузки, что почти всегда сопровождается увеличением теневого сектора», – говорит адвокат бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко.
«Значительное повышение акцизов действительно может привести к появлению нелегальной продукции и уходу игроков в тень. В первую очередь это коснется низкоценового и среднего сегментов, доля которых в совокупности составляет 60%», – предупреждает директор департамента аудита компании «ФинЭкспертиза» Руслан Галеев.
Но другие аналитики считают проблему теневого рынка табачных изделий раздутой. Так, аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский замечает, что проблема контрабанды характерна в основном для приграничных и депрессивных, но не центральных регионов. «Теневой табачный рынок формируется по другим принципам, нежели алкогольный, – продолжает эксперт. – На табачном рынке практически нет кустарной продукции, чего не скажешь об алкоголе. Теневой табачный рынок формируется за счет сигарет, не предназначенных для продажи на территории РФ. То есть единственное отличие для потребителя – это отсутствие акцизной марки».
«Не стоит забывать, что возможности регулирующих органов существенно выросли, в результате чего «уход в тень» может стать нерентабельной стратегией, – добавляет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Стоит учитывать и коррупционный фактор, который может стать причиной того, что бюджет по факту не досчитается средств».