Руководители стран – производителей энергоносителей с оптимизмом увидели в Стамбуле среднесрочную перспективу. Фото со страницы Всемирного энергетического конгресса в Twitter
Рано говорить о конце эры углеводородов, заявил президент РФ Владимир Путин на Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле. И гарантировал присоединение нашей страны к заморозке или даже к сокращению добычи нефти по согласованию со странами ОПЕК. Одновременно он сообщил о договоренности с президентом Турции о строительстве газопровода по дну Черного моря. Правда, по словам Путина, через 10 лет объемы торговли сжиженным природным газом (СПГ) превысят традиционные поставки газа по трубопроводным системам. Эксперты уверяют, что в условиях санкций России нужно прокладывать трубопроводы, так как производство СПГ почти полностью зависит от импортных технологий.
Пока нет реальных оснований говорить, что эра углеводородов идет к закату. Спрос на нефть и газ продолжает расти, хотя и не такими быстрыми темпами, как раньше, заявил президент РФ Владимир Путин на Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле. «Спрос на традиционные энергоресурсы поддерживается не только автомобилизацией и электрификацией таких огромных стран и экономик, как Китай, Индия, некоторых других государств, но и продолжающимся проникновением продукции нефте- и газохимии в самые разные сферы жизни человека, в промышленные процессы», – добавил российский президент.
Как писала «НГ» (см. номер от 07.10.16), в рамках конгресса пройдут консультации по ограничению добычи нефти между членами ОПЕК и странами, не входящими в картель.
Владимир Путин заявил вчера, что Россия поддержит инициативу ОПЕК по заморозке уровня добычи нефти. Более того, он допустил даже возможность сокращения добычи. «В сложившейся ситуации считаем, что заморозка или даже сокращение добычи нефти является, пожалуй, единственно правильным решением для сохранения устойчивости всей мировой энергетики», – сказал он.
На фоне заявления российского президента нефтяные цены ускорили рост, и стоимость североморской нефти Brent впервые за год превысила 53 долл. за баррель. А министр энергетики Саудовской Аравии Халед бен Абдель аль-Фалех даже спрогнозировал вчера, что уже в октябре или на худой конец к концу 2016 года нефть достигнет 60 долл. за баррель.
В Стамбуле ожидается и подписание межправительственного соглашения между РФ и Турцией по строительству газопровода «Турецкий поток». «Соглашение практически готово, остались детали», – заявил журналистам министр энергетики РФ Александр Новак. Он уточнил, что речь идет о двух нитках газопровода. «Но в первую очередь речь идет о первой нитке, которая для турецких потребителей», – говорит Новак. Межправительственное соглашение по второй–четвертой ниткам «Турецкого потока», которые, как ожидается, будут доставлять газ для стран Евросоюза, будет выделено в отдельный документ, пояснял источник в российском Минэнерго.
Владимир Путин подтвердил, что обсудил вчера строительство «Турецкого потока» с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. «В рамках подготовки к сегодняшнему визиту мы с турецкими партнерами, с президентом Эрдоганом подробно говорили и говорим и намерены реализовать «Турецкий поток», – заявил Путин.
Строительство газопровода из России может помочь в реализации планов Турции стать хабом для транспортировки газа в Европу. Эрдоган напомнил вчера, что сейчас газ из России поставляется в Турцию по Трансбалканскому коридору (через Украину), а после строительства «Турецкого потока» будет поставляться по новой ветке.
Напомним, что «Газпром» работает над созданием и другой альтернативной ветки трубопровода в обход Украины – «Северный поток-2».
Впрочем, и Турцию нельзя назвать идеальной транзитной страной. Ведь «Турецкий поток» пройдет по территории страны, где идет гражданская война, где находятся миллионы беженцев и где нарастает активность радикальных исламистов.
«Турция – ненадежный партнер. Эрдоган может вновь «выстрелить» в спину Москве, в одностороннем порядке нарушив условия договора, – предупреждает и член Экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. – Надо не просто подписать межправительственное соглашение с Турцией, но и разделить с ней финансовые риски. Если Эрдоган не откажется от своих слов и финансирование будет осуществлено в равных долях, то риски для нашей страны будут вполовину меньше».
Говоря о «Турецком потоке», необходимо учитывать региональные политические риски, которые присутствуют для всех проектов, которые реализуются в государстве, граничащем с зоной конфликта, – сказал «НГ» председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – Турция не является простым партнером. Анкара периодически инициирует переговоры о цене, о ценообразовании газа, увязывает эти вопросы с другими совместными проектами. К этому необходимо быть готовым».
«Не исключен сценарий, при котором турки будут давить на наше государство и постоянно требовать больших скидок на газ еще во время строительства трубопровода, – говорит Касаев. – Скидки не должны предоставляться туркам, пока магистраль не введена в строй».
Еще один риск для трубопровода обозначил вчера в Стамбуле Владимир Путин. «Масштабный рост производства сжиженного природного газа ведет к тому, что впервые в истории газовый рынок становится по-настоящему глобальным. Стремительно расширяется сопутствующая инфраструктура. По прогнозам, уже через 10 лет объемы торговли СПГ превысят традиционные поставки газа по трубопроводным системам», – сказал Путин.
«Учитывая географические особенности и исторические связи, пока модель трубопроводного газового рынка более оптимальна в отношении РФ и Европы, – уверен Андриевский. – В то же время «Газпром» реализует ряд проектов в области СПГ: это «Сахалин-2» и «Владивосток СПГ» на востоке страны, где менее развита трубопроводная инфраструктура, а на западе – «Балтийский СПГ» и регазификационный терминал в Калининграде».
«России выгодно прокладывать трубопроводы, так как затраты на строительство мощностей по производству СПГ, его транспортировки и регазификации сырья весьма высоки, – поясняет «НГ» Касаев. – Российская индустрия СПГ сильно (от 85 до 95%) зависит от импортной составляющей, и в условиях сохраняющихся санкций расширение производства СПГ у нас маловероятно, ввод в строй всех планировавшихся заводов по производству СПГ под большим вопросом».