Фото пресс-службы Федерального агентства по рыболовству
Российский рыболовный флот сейчас находится в двойственном положении. С одной стороны – количественные показатели: судов различных типов много, и это позволяет отрасли ставить рекорды по объему вылова рыбы. С другой – проблема качества: большинство кораблей серьезно устарели (средний возраст 20–30 лет) и попросту небезопасны, рыбаки работают на свой страх и риск, молодежь в море не идет даже за большие деньги, конкуренты не скупятся и за счет модернизации теснят на рынке россиян. Вот и получается, что без серьезного обновления флота перспективы у российского рыболовства будут не самыми лучшими.
Единственный выход – массово загрузить все имеющиеся судостроительные верфи заказами на суда различных типов. В первую очередь – крупнотоннажные, производящие любую продукцию глубокой переработки – филе, фарш, сурими, жир, муку. Только таких плавучих средств в ближайшие 15 лет нужно построить 90, к ним в придачу – около 140 средних судов, а в целом отрасли требуются 360 новых траулеров. Для выполнения этих планов нужны гигантские инвестиции – счет идет на сотни миллиардов рублей. Правительство нашло откуда взять деньги – речь идет о «квотах под киль», точнее – инвестиционных квотах на вылов рыбы. Их планируют выделить тем компаниям, которые обновляют свой флот и занимаются береговой переработкой (см. «НГ» от 16. 09. 16). Под эти цели государство готово отдать 20% суммарного количества квот.
Согласно последним предложениям Росрыболовства, для компаний, планирующих построить новое судно, максимальный объем закрепляемой доли будет рассчитываться как произведение предусмотренной инвестпроектом валовой вместимости траулера на бассейновый коэффициент. Он составляет от 0,001 для Дальневосточного бассейна до 0,085 для Волжско-Каспийского. Предусмотрены нормы по уровню локализации: до 2020 года – не менее 30% стоимости строительства судна, в 2020–2022 годах – не менее 40%, с 2022 года – не менее 50%. Перечень биоресурсов, по которым предполагается выделять инвестиционные квоты, разросся с четырех позиций до нескольких листов. Теперь это практически все виды, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов.
Уже есть конкретные цифры, кто и сколько судов готов заказать. Так, в первоочередной заявке Сахалина – 30 траулеров. Русская рыбопромышленная компания (РРПК), специализирующаяся на добыче минтая и сельди, заинтересована в строительстве крупнотоннажных судов. «Хотя график выбытия судов у компаний разнится, мы считаем, что в ближайшие 10 лет отрасли потребуется практически полное обновление флота, – рассказал в интервью агентству «Прайм» директор РРПК Андрей Тетеркин. – Для поддержания добычи (минтая и тихоокеанской сельди. – «НГ») на текущем уровне потребуется не менее 100 судов советской постройки. Современные суда – более мощные, наиболее производительные и эффективные из них способны добывать по 50–60 тыс. т в год, и значит, судов может понадобиться немного меньше. Свой флот мы также планируем полностью обновить, для начала в планах – постройка шести подобных супертраулеров».
Средняя стоимость одного такого судна оценивается в 50–60 млн долл. Таким образом, цена обновления только крупнотоннажного флота – минимум 5 млрд долл. Проблема в том, что у российских верфей нет соответствующего опыта: практически все крупные траулеры, на которых плавают российские рыбаки, зарубежного производства. Значит, по крайней мере на первом этапе нужна кооперация с иностранными производителями, которая позволит перенять их опыт и технологии. По словам Андрея Тетеркина, первое судно РРПК в рамках обновления флота скорее всего будет построено совместно российскими и зарубежными верфями, а уже затем производство целиком переместится на отечественную судостроительную базу.
«Очень важным условием успешной реализации программы господдержки обновления флота является сохранение реалистичных требований со стороны государства по локализации производства этих судов, – предупреждает Андрей Тетеркин. – Если заложить завышенные ожидания от использования российского оборудования и прочих ресурсов при строительстве, это может в значительной степени осложнить реализацию программы или вообще сделать ее невозможной. На первом этапе доля российского контента вряд ли может превышать, по нашим оценкам, 40% стоимости». Заметим, это вписывается в последние предложения Росрыболовства.
Флагманский проект РРПК предусматривает строительство крупнотоннажного траулера, максимально приспособленного для работы в суровых дальневосточных условиях. «Судно будет оснащено новейшим оборудованием для добычи, переработки рыбы и производства продукции с высокой добавленной стоимостью – филе, сурими, жир – прямо на борту. В результате производительность судна будет как минимум в 2–2,5 раза выше, чем у траулеров советский постройки», – сообщил Андрей Тетеркин. Когда корабль будет спущен на воду, пока сказать сложно. Иностранцы способны осилить такой сложный проект за два года. Отечественные кораблестроители – в лучшем случае за три, и то при условии хорошей подготовки.