«Газпром нефть» технически может сократить добычу на 5–10% в течение нескольких месяцев, заявил генеральный директор компании Александр Дюков. Фото с сайта www.gazprom-neft.ru
На Всемирном энергетическом конгрессе, который пройдет с 9 по 13 октября в Стамбуле, президент РФ Владимир Путин может встретиться с Николасом Мадуро, президентом Венесуэлы, которая входит в ОПЕК. А министр энергетики РФ Александр Новак будет вести переговоры с коллегами из стран – членов ОПЕК. Нефтяной картель к концу ноября должен определиться с квотами на добычу нефти. Сейчас уже есть договоренность об ограничении на уровне в 33 млн барр. в сутки.
Российская Федерация и другие нефтедобывающие страны обсудят в Турции с 9 по 13 октября в рамках Всемирного энергетического конгресса решения по стабилизации рынка нефти, которые были приняты ранее в Алжире, сообщил журналистам министр энергетики РФ Александр Новак.
По словам министра нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино, которого цитирует Bloomberg, Россия присоединится к переговорам ОПЕК, чтобы обсудить условия участия стран, не входящих в картель, в соглашении по ограничению добычи. Встречу в Стамбуле посетят министры нефти из опековских Саудовской Аравии, Алжира, Габона, Катара и ОАЭ. Не исключено, что этот вопрос обсудит и президент России Владимир Путин с коллегой из Венесуэлы Николасом Мадуро.
Напомним, что ОПЕК смогла 28 сентября договориться об ограничении добычи нефти на уровне 32,5–33 млн барр. в сутки, однако по конкретным ограничениям для каждой из стран картеля пока договоренностей нет, окончательное решение должно быть принято 30 ноября в Вене. Но рынок в нетерпении ждет и стамбульскую встречу, помня о том, с какой прохладцей отзывались аналитики о неформальной встрече 28 сентября и к каким важным результатам она привела: нефть на этих новостях достаточно уверенно перевалила за отметку в 50 долл. за баррель.
Ранее Интерфакс сообщал со ссылкой на министра энергетики Катара Мухаммеда бен Салах ас-Сада, что квота добычи каждой стране – участнице ОПЕК должна быть определена уже в октябре. Участников ОПЕК очень интересует, сколько своей нефти уберет с рынка Россия. Тот же венесуэльский министр считает чрезвычайно важным, чтобы государства – производители нефти, не входящие в ОПЕК, а в особенности Россия, участвовали в заморозке добычи. По его словам, сама ОПЕК может снизить производство только на 700 тыс. барр. в сутки. Он надеется, что страны, не входящие в картель, смогут сократить производство еще на 500 тыс. барр. Тогда с рынка уйдут в совокупности 1,2 млн барр., и это, мол, приведет его в полное соответствие со спросом.
Министр энергетики Алжира Нуреддин Бутарфа заявил, что ОПЕК может при необходимости сократить добычу нефти больше, чем было оговорено на встрече 28 сентября в Алжире. Как уточняет агентство Bloomberg, Бутарфа выразил мнение, что ОПЕК может снизить добычу на 1% сверх плана. При этом ориентиром для картеля станет цена на нефть в диапазоне 50–55 долл. за баррель.
Россия, которая является постоянным наблюдателем в ОПЕК, готова поддержать заморозку добычи нефти, но на каком уровне – не говорит. «Уровень заморозки – это обсуждаемый вопрос, но в целом мы готовы поддержать это действие», – заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев. А Новак говорит, что Россия будет реагировать на предложения ОПЕК по заморозке после того, как будет выработан механизм сокращения нефтедобычи. При этом он отмечает, что, в случае если Россия присоединится к мерам по заморозке, это не помешает вводить новые месторождения в 2016 году. По его словам, добыча нефти в России в этом году продолжит расти и по его итогам достигнет 540–543 млн т.
«Добыча в России в сентябре превысила 11 млн барр. в сутки, это многолетний рекорд. Заморозка на текущем уровне не пугает нашу страну. При этом надо иметь в виду, что технологически России сложно оперативно увеличивать или сокращать добычу в отличие, скажем, от Саудовской Аравии или Ирана, – сказал «НГ» член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. – В Стамбуле для России не будет обозначен коридор квоты. Александр Новак говорил, что сначала страны ОПЕК должны договориться по распределению квот 30 ноября в Вене, а потом уже Россия, возможно, поддержит эту инициативу. Также присоединиться к соглашению о заморозке смогут Азербайджан и Норвегия, которые, как и наше государство, не входят в ОПЕК».
С этим мнением согласен и аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич. «Никто не может установить квоту на добычу для России. Квоты существуют в рамках ОПЕК, а Россия не входит в картель. В рамках предстоящей встречи скорее всего будут обсуждаться квоты для стран ОПЕК, что должно определить объем снижения добычи, а также возможность присоединения России к договоренностям о заморозке добычи, – сказал «НГ» Зварич.
В пресс-службе Минэнерго России «НГ» пояснили, что страны, не входящие в ОПЕК, в том числе Россия, будут принимать решение о присоединении к ограничению добычи, рассматривая именно окончательные параметры соглашения стран – членов ОПЕК, которые специальная комиссия выработает в течение октября–ноября текущего года.
Зварич считает, что в случае заключения соглашения в рамках ОПЕК возможен дальнейший рост цен на нефть. Но предупреждает, что он будет краткосрочным, так как сделает добычу на части сланцевых месторождениях рентабельными, а это приведет к росту предложения на рынке и будет давить на цены. «Однако на это понадобится время. В результате возможен краткосрочный рост с последующим снижением и стабилизацией рынка энергоносителей в районе 50–55 долл. за баррель».
Глава отдела сырьевых исследований Goldman Sachs Джефф Кюрри также прогнозирует в 2017 году цену на нефть не выше 55 долл. Он заметил, что скорее всего нефть не поднимется выше этого порога на фоне восстановления объемов добычи сланцевой нефти в США.
По мнению Касаева, загадывать о ценах на нефть в ближайшие три года при таком штормящем рынке трудно, но «в моменте», как он считает, возможен рост выше 55 долл. за баррель. Касаев не исключает даже, что если Саудовская Аравия и Иран начнут войну, то мы можем увидеть даже и 100 долл. за баррель. «Саудовская Аравия в своей борьбе за долю рынка заигралась, потеряв огромные деньги на низкой цене, больше держать нефть ниже 50 долл. за баррель королевство не может», – говорит Касаев.