Цены на заправках могут подрасти. Фото Reuters
Доля налогов в цене на бензин достигла в России 43% – это вдвое выше, чем, например, в США. Но значительно меньше, чем в Европе, где доля налогов в цене бензина приближается к 70%. Это исследование Института Гайдара скорее всего и легло в основу предложений Минфина о повышении акцизов на топливо в ближайшие три года. Эксперты предсказывают, что россияне со скромными доходами вынуждены будут сократить поездки на своих автомобилях.
Минфин РФ предлагает правительству вместо запланированного сокращения акциза до 7430 руб. за тонну на бензин класса 5 в 2017 году сохранить ее на сегодняшнем уровне – 10 130 руб., увеличить до 10 637 руб. за тонну с 2018 года, а на 2019 год установить в размере 11 062 руб. Об этом говорится в «Основных направлениях налоговой политики на 2017–2019 годы». За счет этого, как сообщил ТАСС источник в Минфине, ведомство рассчитывает получить за три года 215 млрд руб.: 50 млрд руб. в 2017 году, 75 млрд руб. в 2018-м и 90 млрд руб. в 2019-м.
Минфин уже прибегал к этому инструменту повышения доходов бюджета. С 1 апреля 2016 года выросли акцизы на бензин всех классов. По сравнению со ставкой на бензин класса 5, действующей с 1 января 2016 года, акциз повысился примерно на 35% и достиг 10 130 руб. за тонну. Ставка на бензин, который не соответствует этому классу, увеличилась почти на 25% (до 13 100 руб. за тонну).
Институт Гайдара пишет в своем вчерашнем обзоре, что за последние два года доля косвенных налогов в структуре потребительской цены бензина в России повысилась с 30–40 до 35–43%. По этому показателю мы занимаем промежуточное положение между США с 20% налогов в цене бензина и ведущими странами ЕС, где эта доля достигает 65%.
В обзоре отмечается, что в условиях падения мировых цен на нефть цены на бензин в долларовом выражении в России в последние два года снизились (с уровня около 90 долларовых центов до 60 центов), но из-за сильного падения курса национальной валюты и повышения акцизов произошел рост внутренней цены на бензин в рублевом выражении – с 32 руб. в 3-м квартале 2014 года до 35 руб. на сегодня.
По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, рост цен в случае принятия решения о повышении акцизов на бензин должна сдержать конкуренция. Но опыт 2016 года показывает, что автолюбители этого не почувствовали. Например, проведенный в сентябре опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что 51% опрошенных заметил повышение цен на бензин.
«Повышение акцизов, как правило, приводит к повышению розничных цен. Такая реакция наблюдалась, в частности, в этом году, когда акцизы на бензин и дизельное топливо выросли дважды, – сказал «НГ» председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – Акцизы, как правило, полностью перекладываются на плечи потребителя, поскольку компании топливного рынка, особенно независимые, не могут взять на себя дополнительные расходы из-за низкой маржи продажи топлива».
Высокий уровень конкуренции на российском топливном рынке сдерживает рост розничных цен в пределах инфляции, несмотря на то что в последнее время акцизы на бензин неоднократно повышались. Однако если крупные сети АЗС в подобных условиях теряют прибыль, то небольшие компании вынуждены уходить с рынка в связи с потерей рентабельности бизнеса, сказал «НГ» коммерческий директор «Автоспеццентра» Сергей Ворновский.
Попытка поправить бюджетные дела за счет акцизов на бензин, планы повышения ежегодных акцизов на табак на 10%, идеи о прекращении медицинского обслуживания безработных и индексации соцпособий для граждан с доходом выше прожиточного минимума выглядят как попытка властей решить проблемы населения за счет не самых обеспеченных граждан. Эту тенденцию отмечают и иностранцы. «Российское правительство лихорадочно ищет деньги, чтобы залатать дыры в государственном бюджете. Многочисленные проекты возникают в совете министров страны, и при этом многие планы относительно взимания налогов затрагивают как раз людей с низкими доходами», – пишет немецкая Handelsblatt во вчерашней статье.
Конечно, автолюбителей не отнесешь к самым обездоленным слоям населения. Однако очевидно, что многие из них стали обращать больше внимания на расход топлива и больше стало тех, кто старается на нем экономить. «Трудно сказать, приводит ли это к сокращению поездок, точной статистики нет, – говорит Андриевский. – Возможно, в крупных городах такие процессы и происходят, поскольку активно развивается городской общественный транспорт. Но в регионах потребители просто вынуждены больше платить, поскольку отказаться от поездок не могут, так как дополнительных альтернативных транспортных вариантов не предлагается».
«Общая тенденция к сокращению расхода топлива за счет снижения времени и километража поездок в последнее время действительно наблюдается, – говорит Ворновский. – Но очередной рост цен на бензин вряд ли подтолкнет автомобилистов пересесть на общественный транспорт».