Переход к монетизации сопровождался непониманием и активным противодействием со стороны льготников. Фото РИА Новости
Федеральные власти нашли лишний жирок в региональных бюджетах. Число получателей региональной бюджетной помощи выросло за последние десять лет в четыре раза. А список самих льгот вырос почти в три раза. Такие итоги политики «монетизации льгот» на региональном уровне подвел Аналитический центр при правительстве РФ. Новое исследование может дать старт урезанию региональных социальных выплат, а также перераспределению доходов в пользу федерального бюджета, предполагают эксперты.
Аналитический центр при правительстве опубликовал исследование о реализации закона «о монетизации льгот». Эксперты центра отмечают, что обобщенная оценка реализации закона проводится впервые. Основное внимание в своем исследовании они уделили поддержке граждан, которая осуществляется субъектами федерации и органами местного самоуправления, так как, по мнению экспертов, именно эта категория наиболее точно характеризует реакцию региональных властей на ситуацию, возникшую после принятия закона.
Из опубликованного исследования следует, что регионы в полной мере воспользовались возможностями, предоставленными законом. Спустя год с момента введения его в действие в субъектах РФ стали возникать новые категории получателей мер социальной поддержки, число которых с 8 в 2006 году достигло 21 в 2015 году. Основное внимание уделялось социальной поддержке пожилого населения, материнства и детства, а также малообеспеченных групп граждан. Выросло и число получателей – с 6,6 млн в 2006 году до 25,4 млн в 2015-м (рост в 3,8 раза). Это кратно превышает рост численности населения страны: по данным Росстата, население за 2006–2015 годы выросло с 143,2 до 146,3 млн человек, то есть на 2,2%.
«Динамика числа получателей мер социальной поддержки в денежной форме лишь в незначительной мере связана с демографическими и социально-экономическими процессами в регионах страны, говорится в исследовании, и в связи с этим может расцениваться как недостаточно объективная и чрезмерно ориентированная на региональные элиты. С учетом состояния региональных бюджетов подобная ситуация может формировать риски недостаточно рационального расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и их поддержки из федерального бюджета».
На самом деле, как показывает статистика того же Росстата за первые шесть месяцев 2016 года, с бюджетами регионов дела обстоят как раз гораздо лучше, чем с федеральным бюджетом. Например, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ в первом полугодии 2016 года выросли по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом с 4495,6 до 4616,8 млрд руб. (профицит составил 276,6 млрд руб.), а федеральный бюджет свел концы с дефицитом в 1,4 трлн руб.
Публикация исследования Аналитического центра вряд ли случайно совпала с озвученными на днях идеями о перераспределении региональных доходов. Минфин РФ принял решение в 2017 году перераспределить один процентный пункт из региональной доли налога на прибыль от богатых субъектов РФ в пользу бедных. Сейчас из 20% налога на прибыль 2 процентных пункта идет в федеральный бюджет, а 18 процентных пунктов – в региональные. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, окончательное решение по этому поводу еще не принято, однако уже известно, что планируется «не разовая помощь – это будет система, которая должна работать». Он также отметил, что доходные источники не перераспределялись с 2004 года. Против этой идеи резко выступил мэр Москвы Сергей Собянин, который назвал предложение Минфина политическим шагом по принципу «отобрать и поделить». По его мнению, для того чтобы сбалансировать бюджеты субъектов, надо значительно сокращать расходы и мобилизовать доходы. А губернатор Подмосковья Андрей Воробьев сообщил, что от этой меры его область потеряет порядка 6 млрд руб., однако платить не отказался.
Выплаты льготникам кратно выросли с начала кампании монетизации, и в данный момент это огромный финансовый поток. Федеральный Центр заинтересован в эффективности этих расходов, особенно сейчас, когда бюджет формируется с дефицитом. Поэтому доклад Аналитического центра вряд ли останется без внимания, говорит управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова. В исследовании прямо указывается на неэффективность работы органов местного управления. Налицо тенденция к наращиванию льготных выплат тем или иным категориям граждан. Такие выводы могут лечь в основу по меньшей мере расследования, а в итоге отчет Аналитического центра может стать обоснованием для вывода решений о льготах из-под контроля местных органов власти и передачи их федеральному Центру, не исключает Касьянова.
Расходы на социальную политику в 2015 году составили 1,1 трлн руб., а вот дефицит бюджета в 2016 году превысит 2 трлн руб., которые пока финансируются за счет резервных фондов, но очевидно, что дефицит доходов в следующие два года ограничит возможность по индексации данных выплат и заставит резко сократить число категорий получателей, считает завкафедрой Российского экономического университета им. Плеханова Константин Ордов. «Мы уже слышим об особом отношении к работающим пенсионерам, на очереди материнский капитал, ветераны военной службы, госслужащие предпенсионного возраста. Вряд ли удастся равномерно «размазать» льготы, пусть даже и тонким слоем, скорее всего будут отказываться от ряда видов льгот, мотивируя большей адресностью помощи, как бы тяжело это не сказалось на социальной обстановке».