Глава Минфина Антон Силуанов надеется запустить очередную реформу в 2018 году. Фото РИА Новости
Российские власти предлагают с 2018 года запустить очередную версию накопительной пенсионной системы. О ее замечательных свойствах рассказывает, в частности, глава Минфина Антон Силуанов. Он обещает в будущем придумать некие финансовые инструменты, которые будут выгоднее для граждан, чем вложения в недвижимость или банковские депозиты. Иностранные эксперты считают, что на самом деле идет демонтаж существующей пенсионной системы.
«Надеюсь, что с 2018 года мы можем ее (новую накопительную пенсионную систему. – «НГ») запускать с тем, чтобы эта система уже работала и приносила доходы тем гражданам, кто в ней участвует», – объявил в пятницу Антон Силуанов, отметив, что разработкой новой схемы стимулирования накопительной пенсии Минфин занимается совместно с Центробанком (ЦБ). При этом глава Минфина подчеркнул, что не планирует в следующем году возвращаться к старой системе накоплений, замороженной в 2014 году. Но пообещал, что в текущем и следующем году Минфин и ЦБ вплотную займутся проработкой новой системы. «Мы должны создать все необходимые условия для того, чтобы те работники, которые хотят иметь достойную пенсию в будущем, могли иметь инструментарии для вложения средств, пока они работают, в различные инструменты», – заверил чиновник и пояснил, что это может быть как накопительная часть пенсии, так и банковские инструменты, и вложения в недвижимость.
В то же время, по мысли российского министра, российским гражданам необходимо думать о будущей пенсии самостоятельно.
«Мы считаем, что создание условий для достойной пенсии – это дело граждан», – подчеркнул он, уточнив, что и государство должно предложить им «хорошо работающую, надежную систему».
Согласно концепции, разработанной Минфином совместно с ЦБ, работодатели перестанут отчислять обязательные страховые взносы на накопительную часть пенсии (сейчас на это перечисляется 6% от Фонда оплаты труда (ФОТ), остальное уходит в Пенсионный фонд России (ПФР). Вместо этого граждане смогут направить часть своего заработка в выбранный негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и копить себе на пенсию самостоятельно. Причем при желании откладывать на старость можно будет и значительно больше 6% от заработка, подчеркивают в ведомствах. Кроме того, согласно проекту, будущий пенсионер сможет досрочно изъять часть накопленных пенсионных денег. Так, за 5 лет до достижения возраста выхода на пенсию работник может изъять до 20% своих накоплений в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. В случае тяжелого заболевания человек может изъять всю сумму пенсионных накоплений в любой момент, обещают разработчики новой реформы.
И, по ожиданиям чиновников, новшество будет иметь успех среди россиян. Как сообщает запред ЦБ Владимир Чистюхин, согласно опросам регулятора, более 80% респондентов указали, что им нравятся стимулы, которые предлагает новая пенсионная система, а 50% заинтересованы накапливать на пенсию в рамках предложенной системы пенсионного капитала,
Заметим, ранее в ЦБ предлагали «пофантазировать» на тему пенсионных накоплений и заявляли, что в новой системе по самым скромным подсчетам будет участвовать не менее половины населения РФ. В свою очередь, по оценке экс-министра финансов Алексея Кудрина, таких желающих будет «в лучшем случае 25%» (см. «НГ» от 04.07.16).
И бывший министр финансов продолжает критиковать новую концепцию пенсионной системы. По мнению Кудрина, отказ от текущей накопительной пенсионной системы является стратегическим просчетом. Существующая же система пенсионных накоплений РФ является правильной. «Переход к новой приведет к выходу части граждан из нее», – считает Алексей Кудрин, поясняя, что большинство российских граждан пока что не будут готовы участвовать в системе добровольного пенсионного накопления.
В любом случае возникает вопрос: как же в стране, где более 50% населения экономит на еде, граждане начнут активно инвестировать «лишние» средства на пенсии? И почему они теперь смогут доверять системе, которая меняется чуть ли не раз в несколько лет? Ответ в целом прост. Как пишет агентство Reuters, новая система предполагает использование механизма автоматической подписки с возможностью приостановки уплаты взносов в любой момент. То есть если человек не выражает никакой воли (не пишет заявление на неучастие в новой накопительной системе), он автоматически попадает в накопительную систему и в первый год отчисления в него с его зарплаты составляют 0%, во второй год – 1%, в третий год – 2% и так далее до 6%. Можно предположить, что люди просто поленятся приходить и специально писать заявление на выход, что, очевидно, и даст в итоге искомые цифры не возражающих против новой системы. И ранее чиновники фактически прямо подтверждали такой расчет. «Люди не очень хотят совершать много активных действий, если они точно не понимают, зачем им это нужно», – откровенно признавал ранее первый зампред ЦБ Сергей Швецов. «Чтобы в ней (новой системе. – «НГ») не участвовать, нужно прийти и написать заявление. Большинство людей не будут этого делать», – объяснял он.
И, как подчеркивали ранее эксперты «НГ», такой расчет властей вполне может оправдаться. «Стоит помнить, что у нас фантастически неграмотное в этом смысле население», – указывала профессор Высшей школы экономики Наталия Тиханова. К тому же, напоминала она, в развитых странах все решения о пенсионном обеспечении принимаются тщательно и после не меняются как минимум в течение 30 лет. «У нас же за последние несколько лет проводилось пять пенсионных реформ», – сообщает Тиханова.
Кстати, перекройку накопительной пенсионной системы правительство готовило фактически несколько лет. Еще в августе 2012 года в «НГ» появилась заметка «Прощание с накопительными пенсиями» (см. «НГ» от 16.08.12). То есть уже тогда стало понятно, что власти недовольны работой как обязательной, так и добровольной пенсионных систем и хотят их переформатировать. Сейчас же, спустя четыре года, мы получаем очередные заявления о неэффективности системы.
Новая система накопительной пенсии, к слову, не единственная новация властей. Так, согласно сообщениям СМИ, в Минфине не исключают возможности отказа от выплаты пенсий работающим пенсионерам с доходами выше 500 тыс. руб. (в другом варианте – 1 млн руб). По оценкам, это позволит федеральному бюджету сэкономить почти 450 млрд руб., а затронет такое предложение не больше 90 тыс. человек.
Другое возможное предложение властей – отменить фиксированную выплату тем, чей доход выше 2,5 прожиточного минимума. Напомним, фиксированная выплата представляет собой часть страховой пенсии, выплачиваемой вне зависимости от трудового стажа и количества пенсионных баллов. В 2015 году фиксированная выплата для страховой пенсии по старости составила 4,3 тыс. руб. Размер же прожиточного минимума в РФ в целом в настоящий момент составляет 9956 руб. на душу населения. Прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 10 772 руб., а для пенсионеров – 8163 руб. То есть в правительстве предлагают отказаться от фиксированной выплаты тем, чей доход превышает 27 тыс. руб. в месяц. И, по оценкам чиновников, такое предложение коснется лишь 2 млн человек.
Правда, подобные подсчеты выглядят несколько удивительно. Согласно данным Росстата, на 1 января в РФ насчитывалось около 42,7 млн пенсионеров. Из них почти треть (15,2 млн человек) – работающие. И неужели из 15 млн работающих пенсионеров лишь у 90 тыс. человек доходы выше 1 млн руб. в год? Неужели из 15 млн только 2 млн получают зарплату выше 27 тыс. руб. в месяц?
Очевидно, что все предложения Минфина по манипуляциям с пенсиями связаны с текущей невозможностью сбалансировать пенсионную систему. Однако, как полагают эксперты «НГ», у ПФР вполне могут быть и альтернативные источники покрытия дефицита. Например, как сообщает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Юлия Финогенова, дефицит ПФР Россия могла бы покрыть за счет создания инвестиционного фонда по аналогии с Норвежским фондом будущих поколений, который формировался за счет сверхдоходов от экспорта нефти. «При ухудшении демографической ситуации за счет средств подобного инвестиционного фонда будет покрываться дефицит ПФР. Кстати, в России аналогом такого фонда по закону является Фонд национального благосостояния (ФНБ)», – указывает эксперт. Правда, продолжает она, новшество может принести и свои минусы. «Если допустить чиновников к подобному фонду, есть риск возникновения «голландской болезни», при которой трата нефтедолларов может привести к росту курса рубля и снижению конкурентоспособности всех отраслей, кроме добычи нефти и газа», – сетует Финогенова.
Согласно же другому варианту, продолжает экономист, доходы ПФР можно было бы увеличить за счет того, чтобы взимать взносы в Пенсионный фонд со всех без исключения выплат, осуществляемых работодателями. «Речь идет о том, что 22% отчислений в страховую систему, администратором которой является ПФР, брать со всей зарплаты работника, а не с первых 66 тыс. в ее структуре, как сейчас», – поясняет она. Правда, и у этого варианта есть минусы. «Для работодателя появляется соблазн «занижения» выплат в ФОТ. Есть риск возвращения практики выплаты «зарплат в конвертах», – признает Финогенова.
Снизить нагрузку на ПФР можно было бы и за счет налогов общего покрытия, рассуждает она. Например, за счет повышения налога на добавленную стоимость (НДС). Однако, продолжает эксперт, и в этом случае существует опасность дальнейшего увеличения доли неформального сектора экономики. «Повышение НДС может привести к разорению компаний с высокой себестоимостью производимой продукции», – заключает экономист.