0
8274
Газета Экономика Интернет-версия

16.09.2016 00:01:00

Крым проиграл конкуренцию Сочи

Тэги: туризм, туристы, статистика, крым, сочи, анализ


туризм, туристы, статистика, крым, сочи, анализ Крымские пляжи не хуже египетских, считают многие россияне. Фото Reuters

Количество отдыхающих на морских курортах России растет с начала экономического кризиса. Если в предкризисном 2013 году в Сочи отдохнули 4 млн человек, то прогноз на 2016 год превышает уже 6 млн человек. В Крыму побывает около 5,1 млн человек, считают эксперты.

В Крыму насчитывается 127 крупных гостиничных объектов вместимостью более 50 номеров, сообщает компания Hospitality Income Consulting (HIC). Всего в них одномоментно можно разместить почти 41 тыс. человек. Кроме того, свои услуги по размещению туристов предлагают мелкие отельеры и частные домохозяйства. Это примерно 6 тыс. квартир, 1,3 тыс. комнат и 3,3 тыс. частных домов. Общую туристическую «емкость» Крыма эксперты HIC оценивают от 8 до 10 млн туристов в год.

Нынешний потенциал Большого Сочи еще больше – это 9–11 млн туристов в год. «Летняя емкость Сочи находится на пределе, в среднем город в дни высокого сезона одновременно принимает 275 тыс. туристов, что на 75 тыс. больше номерного фонда, – сказала «НГ» генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова. – Городу необходима активность в низкий сезон и зимой».

«В ходе нынешнего сезона  нарастить турпоток удалось как крымским, так и краснодарским курортам – на 3 и 25% соответственно, – сказал «НГ» управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – В противостоянии с краснодарскими конкурентами туриндустрия Крыма опирается в первую очередь на медийный ресурс федеральных каналов и наличие целого ряда брендов, существующих еще с советских времен. В то же время полуостров утратил такое конкурентное преимущество, как более низкие цены (в 2013 году отдых здесь стоил на 25–35% дешевле, чем на Кубани, однако на данный момент цены выравниваются). 

«В сезоне 2016 года лидером по динамике роста туристского потока и загрузке гостиничного сектора является Сочи, – считает директор НИИ индустрии гостеприимства Российского экономического университета им. Плеханова Елена Джанджугазова. – По предварительным данным рост турпотока в Большом Сочи составил около 34%. Крымские курорты взяли хороший старт, но к концу сезона потеряли темп из-за неоправданно высоких цен на услуги при, мягко говоря, их очень скромном качестве».

По данным HIC, в 2016 году проживание в Крыму оказалось дороже, чем в Сочи. Средняя продолжительность пребывания российских туристов в Сочи составляет 8–9 дней. Летом 2016 года семья с ребенком за это время платила 80 тыс. руб. за номер в трехзвездочном отеле с трехразовым питанием. В Крыму туристы остаются несколько дольше – среднее время отдыха на полуострове составляет 8–15 дней. Эксперты HIC пересчитали стоимость отдыха в Крыму на те же девять дней. Оказалось, что стоимость крымского отдыха при сопоставимых с Кавказом параметрах может быть на 13% больше и достигать почти 91 тыс. руб.

По данным HIC, в Крыму с 2014 года произошла резкая переориентация турпотока и теперь основные туристы – это граждане России (86%), а жители Украины составляют не более 10%. По данным отельеров, крымский турпоток на 60% состоит из довольно обеспеченных жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Крым популярен также у жителей Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Перми. На первых местах по количеству посещений Сочи также жители двух столиц, а вот на третье место HIC поместила туристов из Казани.

«Крым исторически позиционируется в низком ценовом сегменте, как курорт «без излишеств», а Сочи относится к среднему и высокому ценовым сегментам. Средний чек там выше примерно на 20–30% так как в регионе представлены более дорогие курорты и в среднем выше цены, – возражает финансовый аналитик компании Финам Тимур Нигматуллин. – Таким образом, регионы не конкурируют друг с другом, занимая каждый свою нишу».

«Эти два региона, начиная с советских времен, всегда были конкурентами в борьбе за курортников. Однако в СССР специализация у них была разной и у каждого из них сложилась своя целевая группа потребителей, – сказала «НГ» Джанджугазова. – Сочи позиционировался как более молодой и авангардный курорт с хорошо развитой круглогодичной санаторно-курортной базой, а Крым как классический морской курорт с богатым культурно-историческим наследием и необычной природой. Четвертьвековое нахождение Крыма в составе Украины негативно сказалось на его курортном потенциале, и сегодня о прямой конкуренции говорить трудно, так как технологический уровень Сочи значительно выше».

Анализируя факторы, влияющие на рост объема туризма в Крыму, Hospitality Income Consulting в качестве безусловно положительного указывает на строительство моста через Керченский пролив и строительство аэропорта в Севастополе. Сочи поможет развитие событийного туризма и улучшение качества туристской инфраструктуры. Но компания предупреждает, что на обоих курортах негативно может сказаться возвращение на российский рынок Турции и Египта.

Эксперты призывают не преувеличивать конкуренцию со стороны курортов Турции и Египта. «Турпоток в Турцию и Египет, который может составить около 6–7 млн в 2017 году, не стоит полностью вычитать из турпотока на юг России. Даже в случае полного снятия ограничений на полеты в Египет и Турцию потери курортов юга РФ не превысят 1 млн в следующем году», – прогнозирует эксперт.

«Открытие Египта и Турции способно обернуться заметным сокращением внутреннего туризма, но лишь при наличии двух условий: налаживания полноценного чартерного сообщения, сопровождающегося развитием компаний-лоукостеров, и прекращения падения реальных доходов населения, – считает Кириков. – Многое зависит также от стабильности российской валюты: в случае начала масштабной девальвации привлекательность отдыха за рубежом закономерно упадет».

«При благоприятных условиях растущие потоки в Египет и Турцию скорее всего оттянут часть туристов с российского направления, но прежние выездные потоки все равно останутся в прошлом – уверена Джанджугазова. – Политическая и экономическая ситуация если и будет меняться к лучшему, то очень медленно. В этот период российские курорты должны закрепить успех и, главное, сохранить стабильные и доступные цены на услуги. Качество быстро поднять не удастся, а грамотное ценообразование возможно и даже необходимо».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1859
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3862
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2901
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2373

Другие новости