Берущиеся за ремонт жилья россиянки хорошо вписываются в глобальную тенденцию. Фото РИА Новости |
В условиях кризиса в попытке сэкономить россияне все чаще делают ремонт жилья самостоятельно. И это касается в том числе женщин. Отраслевые эксперты также отмечают активное замещение более дорогих импортных товаров отечественными аналогами. Средний чек на рынках стройматериалов снизился в этом году на 8%, говорят специалисты. А доля женщин-покупательниц в некоторых сегментах, связанных с ремонтом и строительством, достигла 40–50%.
Россияне не отказались от ремонта жилья. Однако многие существенным образом изменили подход к организации всего процесса и к покупке материалов. В зависимости от сложности и качества расходы на ремонт могут сильно варьироваться.
Одно дело, когда новоселы, получив помещение без какой-либо отделки, вынуждены фактически заново отстроить свое жилье. Другое – косметический или даже капитальный ремонт уже обжитой квартиры. Но и в том и другом случае все отчетливее проявляется стремление граждан сэкономить.
Первая тенденция, выявленная представителями рынка, – россияне все чаще пытаются делать ремонт самостоятельно, не обращаясь к услугам специальных бригад. По данным компании «Каширский двор», опрашивающей своих клиентов, в течение последних пяти лет количество граждан, предпочитающих доверять ремонт профессионалам, возрастало. «Однако в этом году мы заметили падение этого показателя на 1,5% по сравнению с прошлым годом», – сообщается в материалах компании. «Черновые работы клиенты доверяют профессионалам, а с отделкой и декором в целях экономии предпочитают справляться своими силами», – пояснил «НГ» коммерческий директор «Каширского двора» Антон Янкун.
Об этом же говорят и другие эксперты. «До кризиса 2008 года стоимость ремонтных работ, как правило, рассчитывалась на основе стоимости материалов, и часто эти две расходные статьи считались в комплексе. После 2008 года рынок поменялся – ремонтные услуги стали рассчитываться отдельно, исходя из объемов работ. Это позволило заказчикам выбирать на отдельные услуги отдельные бригады или делать те или иные виды работ самостоятельно», – поясняет первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.
«В ремонте жилья в стиле эконом нет ничего сложного, с этим действительно может справиться собственник, привлекая на помощь одного-двух родственников или знакомых. Проблема такого ремонта в том, что он затягивается на годы, – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. – Такой вялотекущий ремонт идет, по нашим оценкам, два-три года и происходит в 5–10% квартир экономкласса. Вторая стратегия экономии, если речь идет о новостройке, – это сдача квартиры в аренду за ремонт. Достаточно популярный вариант: его выбирают до 20% владельцев новостроек. Но нужно понимать, что качество такого ремонта и его сроки тоже оставляют желать лучшего».
Целесообразность привлечения специальной ремонтной бригады оценить не сложно, считает Яковенко. Достаточно вспомнить свой средний часовой заработок и, если он окажется ниже, чем стоимость работы мастера, то имеет смысл экономить и все делать самому. Если же собственный заработок выше, то можно нанять профессионалов. Правда, добавим, далеко не всегда приглашенные ремонтники действительно оказываются профессионалами: иногда людям приходится переплачивать дважды – за устранение чужих недоделок.
При выборе материалов покупатели отдают предпочтение отечественному производителю – это вторая тенденция, о которой говорят участники рынка. После падения рубля спрос на импортные товары сократился, что тут же сказалось на предложении: все чаще арендаторами торговых помещений становятся российские производители. «На фоне подорожания импортных товаров количество отечественных производителей существенно увеличилось, а многие зарубежные компании перенесли производство в Россию, что позволило им сократить издержки на 10–15%. Благодаря этому цены для конечного потребителя стали более привлекательными», – сообщает Антон Янкун.
Социологические центры подтверждают стремление россиян, затеявших ремонт, найти баланс между ценой и качеством. Так, по данным исследовательского холдинга «Ромир», 25% из 1700 опрошенных в июне городских жителей во время ремонта в основном покупали отечественные отделочные материалы. Основная причина – приемлемое соотношение цены и качества. А 68% опрошенных сказали, что они покупали как отечественные, так и импортные материалы – в зависимости от того, какие из них были лучше по цене и качеству. Лишь 7% – неисправимые фанаты только импортных материалов.
На данные опросов ссылается также руководитель проектов компании «ФинЭкспертиза» Елена Сапронова: «Только 8% опрошенных подумывают о том, чтобы отложить ремонт из-за финансовых трудностей. При этом люди ищут способы сокращения расходов, не отказываясь от ремонтных работ и не желая жертвовать их качеством».
Средний чек на рынке стройматериалов в этом году упал на 8%, сообщают аналитики «Каширского двора». Те же тенденции выявляет и Росстат: в первом полугодии 2016-го объем розничных продаж стройматериалов в России сократился в сопоставимых ценах почти на 7% по отношению к тому же периоду 2015-го. Судя по всему, одна из причин – выбор более дешевых материалов.
Наконец, третья тенденция – возросло количество женщин, совершающих покупки в магазинах стройматериалов. «По сравнению с прошлым годом количество женщин в строительных магазинах увеличилось в среднем на 5%. Тенденция роста доли женщин среди покупателей в сфере DIY (Do It Yourself – «сделай это сам») наблюдается последние три-четыре года», – сообщают в «Каширском дворе». В некоторых торговых комплексах, специализирующихся на стройматериалах, доля женщин среди покупателей уже превысила 50%.
Эту же тенденцию отмечают представители смежных отраслей. «Роль женщин возрастает даже в выборе теплоизоляционных материалов. Среди целевой аудитории потребителей их доля достигает 40%, – сообщает директор по маркетингу компании «ТехноНИКОЛЬ» Елена Кузнецова. – Нужно учитывать, что теплоизоляция – это технически сложный продукт, его выбор требует изучения характеристик, областей применения».
Аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский обращает внимание на «большое количество одиноких женщин, в том числе с детьми, которые занимаются ремонтом сами в целях экономии из-за больших трат на детей в детских садах, школах и т.д.». Но добавим, что возрастающий интерес женщин к ремонту связан не только с необходимостью экономить на услугах специалистов. Как замечает Антон Янкун, «в Европе ремонт давно не мужская прерогатива – количество покупателей и покупательниц здесь сравнялось, и постепенно эта тенденция переходит на российский рынок».