Китайская версия советского корабля «Союз» оказалась просторней оригинала. Фото Reuters
Китай объявил о решительном повороте к коммерческой космонавтике. В Поднебесной создается вторая аэрокосмическая база, которая станет центром бизнеса космических технологий. Китайский конкурент американской компании Space-X обещает втрое снизить стоимость запусков, а также производить через три года до 50 ракет и 140 спутников ежегодно. Объявлены также проекты глобального мобильного Интернета и сетей субкосмических дирижаблей.
Первая в Китае коммерческая база космической промышленности будет создана в городе Ухань (центральная провинция Хубэй). Соглашение подписали представители администрации региона и Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности (CASIC), передает ТАСС.
Новая компания будет специализироваться на разработке ракет-носителей и спутников, коммерческих космических запусках и работе со спутниковыми данными. По словам ее руководителей, к 2020 году в Ухане смогут производить до 50 ракет и 140 спутников в год.
В начале года китайцы создали компанию Expace Technology, которая должна стать вторым в КНР оператором коммерческих запусков после China Great Wall Industry Corporation. По словам Чжан Ди, возглавившего новую фирму, к настоящему моменту Expace Technology подписала контракты с несколькими китайскими клиентами на сумму 100 млн юаней. Он утверждает, что компания обладает важным конкурентным преимуществом: она сможет производить космические запуски в 2,5–3 раза дешевле, чем в среднем по миру.
CASIC разрабатывает ракету-носитель «Куайчжоу-11» для доставки грузов весом до тонны на орбиту высотой 700 км. Первый запуск намечен на 2017 год. «Такие технологии крайне важны стратегически и обладают большим рыночным потенциалом», – подчеркнул в интервью журналистам глава корпорации Гао Хунвэй.
В прошлый понедельник CASIC объявила о запуске нескольких коммерческих аэрокосмических проектов, инвестиции в которые составят более 100 млрд юаней, сообщает официальная «Жэньминь жибао». Среди этих коммерческих проектов китайцы называют региональные сети беспилотников, сети субкосмических дирижаблей, глобальный мобильный «Интернет вещей», а также проекты возвращаемых космических кораблей.
«Сообщения об аэрокосмической базе в Ухане и о разработке твердотопливных носителей семейства «Куайчжоу» отражают прежде всего внутрикитайскую конкуренцию между двумя аэрокосмическими корпорациями – CASC и CASIC. До последнего времени разработкой спутников и носителей занималась лишь первая из них. Вторая создала в начале 2000-х годов легкую твердотопливную ракету-носитель «Кайточжэ», которая потерпела три аварии в трех пусках. На сегодня их ракета «Куайчжоу-1» совершила три полета, из них два успешных. Четвертый планируется на декабрь этого года. На будущий год заявлен первый пуск ракеты «Куайчжоу-11» существенно большей грузоподъемности», – объясняет Игорь Лисов, обозреватель журнала «Новости космонавтики». По его словам, обе китайские корпорации рассчитывают в первую очередь на внутрикитайских заказчиков, так как запуски Китаем спутников американского производства и с американскими компонентами заблокированы правительством США. Для иллюстрации внутреннего спроса: одна лишь провинция Цзилинь анонсировала планы закупки в ближайшие годы примерно 130 спутников.
«В России пока почти нет негосударственных заказчиков космической техники. В Китае до последнего времени космическая деятельность также была сферой монопольной деятельности государства, но сейчас ситуация быстро меняется», – замечает Лисов.
«Почему развивающиеся страны, как правило, заказывают спутники связи Китаю, а не России? – спрашивает эксперт и отвечает: – Потому что Китай вложил большие средства в создание современной геостационарной платформы DFH-4 и ее продвижение, а Россия в аналогичные проекты не вкладывала».
«Пока китайская космическая программа в целом проигрывает российской. Но в течение 10–15 лет китайцы догонят и перегонят тормозящую российскую космическую отрасль как минимум в главном коммерческом сегменте – выводе полезной нагрузки на орбиту», – считает гендиректор «Русско-Европейского инвестиционного консорциума» Павел Геннель. «Россия проигрывает технологическую и организационную конкуренцию в космической отрасли. Запущенная США гонка космических стартапов в ближайшие десятилетия концептуально изменит всю отрасль доставки грузов на орбиту. Сегмент дешевых запусков займут китайцы. России останется сегмент сверхтяжелых носителей и орбитальных станций, требующий колоссальных усилий в области технологий и науки. Но в условиях сокращения затрат на образование шансов на успех здесь немного», – говорит Павел Геннель.
«Китайская аэрокосмическая программа ориентируется не столько на увеличение числа пусков, сколько на тот продукт, который будет внедрен в экономику после этих запусков. Это и новые технологии связи, развитие Интернета, точность позиционирования и навигации. Китайские коллеги комплексно подходят к своей аэрокосмической программе, чего часто не хватает России», – отмечает председатель совета Торгово-промышленной палаты по промышленности и конкурентоспособности Константин Бабкин.
«Около 90% коммерческих запусков сейчас поделено между Arianespace, NASA и Роскосмосом. Но Китай и Индия в ближайшее время могут потеснить эту тройку лидеров в области коммерческих запусков», – говорит директор департамента аналитики Альфа-Форекс Андрей Диргин.
«Несмотря на трудности, космонавтика в России развивается: реализуются пилотируемые и беспилотные программы, создаются ракеты-носители, космические аппараты, различное оборудование. Интеллектуальный потенциал в отрасли высокий. Поэтому нет сомнений, что отечественная космонавтика долго будет оставаться в числе мировых лидеров», – уверен ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.