Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обещает разобраться с источниками финансирования регионального здравоохранения. Фото со страницы Совета Федерации РФ в Flickr
Проблема долга регионов в 2,3 трлн руб. будет решаться за счет снижения финансирования местного здравоохранения из региональных бюджетов. К началу октября российские сенаторы подготовят поправки в закон об обязательном медстраховании, которые введут новый обязательный платеж для неработающих граждан трудоспособного возраста. Такие предложения поддержала вчера спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая пообещала взять на персональный контроль законопроект о платежах с формально неработающих россиян.
Большинство региональных бюджетов России являются дефицитными, заявила вчера председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«В текущем году такие бюджеты имеют 56 регионов. При этом статистика показывает, что в первом полугодии многие субъекты сдерживали свои расходы, и к концу года мы скорее всего увидим еще более печальную картину», – сказала Матвиенко на заседании Межрегионального банковского совета при Совете Федерации во вторник.
Главной причиной роста региональных бюджетов сенаторы назвали дисбаланс между переданными на места полномочиями и источниками доходов для их обеспечения. «Нужно в целом менять систему межбюджетных отношений – создавать условия для самостоятельного развития регионов, формирования у них собственной доходной базы, достаточной для того, чтобы они могли не только в полном объеме выполнять свои социальные обязательства, но и развивать экономику и инфраструктуру, не залезая при этом в долги», – сказала спикер СФ. При этом Валентина Матвиенко предложила вернуться к принципу распределения налоговых доходов между Центром и регионами в пропорции 50х50. Сегодня же налоговые отчисления Центру составляют, по разным оценкам, около 65%.
Но забрать деньги у Центра будет непросто. Поэтому сенаторы обратились к более реалистичным планам сокращения региональных долгов и дефицитов региональных бюджетов. Одним из первых могут быть сокращены расходы регионов на уплату взносов в фонды обязательного медстрахования за счет отчислений от неработающих граждан.
Во многих депрессивных территориях трудоспособные граждане действительно не имеют работы или заняты только в неформальном секторе. Взносов в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС) эти неработающие граждане не платят. За них отчисления в ФОМС сегодня делают региональные бюджеты, которые хотят снять с себя эту нагрузку. Для этого сенаторы предлагают ввести обязательный платеж (налог) для формально неработающих граждан трудоспособного возраста. Или, возможно, отказать неработающим в бесплатном медобслуживании. В качестве примера вчера была названа Ивановская область, где неработающими числятся около 60% трудоспособного населения. Чтобы бороться с неформальной занятостью, губернаторы предлагают выдавать страховые медицинские полисы не через страховые компании, а через службы соцзащиты, которые и будут разбираться с каждым формально неработающим. Оплату медицинских страховых взносов из бюджета за формально неработающих граждан трудоспособного возраста Валентина Матвиенко назвала «глупостью, с которой нужно заканчивать».
Впрочем, пока даже учет численности неработающих ведется в регионах с большими ошибками. «Только сверка списков по работающим и неработающим гражданам с налоговой службой позволила сэкономить регионам около 40 млрд руб.», – объясняет глава Счетной палаты (СП) Татьяна Голикова.
Впрочем, накопленные долги за счет нового налога на безработных погасить практически невозможно. Объем госдолга регионов по состоянию на 1 августа 2016 года, по данным СП, составил 2,3 трлн руб., «то есть меньше, чем на начало года, всего на 500 млн руб.».
В прошлом году для финансирования бюджетного дефицита регионы привлекли коммерческих кредитов на 1,18 трлн руб. (рост за три года в 2 раза). Бюджетных кредитов было привлечено на 1,26 трлн руб. (ростом за три года в 9,7 раза). «Фактически – это то, что субъекты недополучают в виде доходов и в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности», – считает Голикова.
У примерно 15 регионов долг уже превысил 100% собственных доходов. Помимо объема долга риском является и его структура: в структуре долга превалируют короткие банковские кредиты (42%), требующие ежегодного рефинансирования и ставящие регионы в зависимость от состояния рынка и кредитной политики двух крупнейших госбанков. Затем следуют чуть более длинные обязательства – трехлетние бюджетные кредиты (35%) и облигации (19%)», – говорит аналитик S&P Global Ratings Екатерина Ермоленко.