За вывезенные миллиарды долларов глава Счетной палаты Татьяна Голикова предлагает наказывать большими штрафами. Фото РИА Новости
Новый отчет Счетной палаты (СП) о безнаказанном вывозе из России многих миллиардов долларов может дать старт ужесточению валютного контроля и валютных ограничений. Аудиторы указывают на «незначительное количество проводимых проверок соблюдения валютного законодательства». Взыскания в бюджет при этом составили лишь 0,0005% суммы выявленных нарушений.
«В результате совершения импортно-экспортных товарных сделок незаконный вывод капиталов из страны в 2013–2015 годах составил 1,2 трлн руб.», – отмечается в докладе СП. Работу федеральных органов исполнительной власти по предотвращению вывода капитала за рубеж аудиторы называют неэффективной. Кроме того, предъявлены претензии и к законодательству, которое не позволяет пресекать противоправный вывод капитала из страны. Аудиторы считают, что степень ответственности не соответствует тяжести правонарушений, из-за чего деньги продолжают утекать. Возможно, масштаб утечки капиталов гораздо больше, ведь, как констатировала СП, количество проведенных таможенными органами проверок незначительно. В 2013 году их было 5,4 тыс. (6% от общего числа совершенных сделок), в 2014-м – 5,3 тыс. (5,6%), в 2015 году – 4,5 тыс. (4,1%).
Даже в случаях, когда нарушение было установлено, деньги в казну не возвращались. За три года таможня передала в Росфиннадзор 17,3 тыс. дел, по которым на нарушителей наложили штрафы в 663,4 млрд руб. Но фактически, констатирует Счетная палата, федеральный бюджет получил всего около 3 млн руб., что составляет микроскопическую долю процента от суммы выявленных нарушений.
СП также установила, что росло количество случаев, когда нарушения валютного законодательства были выявлены, но дела не возбуждались или прекращались. «В 2013 году такие случаи составляли 7,4% всех выявленных нарушений, в 2014-м – 15,6%, а в 2015 году – уже 33,2%», – приводятся в сообщении слова аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина.
По данным СП, средний размер суммы наложенного взыскания за правонарушения по невозврату денежных средств с использованием поддельных документов составляет 478,6 млн руб. А штраф за это – 200–500 тыс. руб. Аудиторы привели пример, когда один предприниматель учредил более 1 тыс. организаций и с их помощью вывез капиталов на 522,5 млн руб.
Несмотря на масштаб хищений, по возбужденным уголовным делам в 2013 и 2014 годах было осуждено по три человека, в 2015-м осудили восьмерых, но пятерых освободили по амнистии.
К каналам нелегального вывоза капитала из России специалисты относят занижение цен на экспортируемую продукцию при заключении контрактов, завышение размера платежей по импортным поставкам или перевод валюты за рубеж в качестве предоплаты по фиктивным импортным сделкам. До недавнего времени был популярен вывод средств за границу российскими банками через корреспондентские счета зарубежных банков. Рубли сдавали в обменном пункте банка в России, а валюту получали за рубежом.
Таможня передала за три года в Росфиннадзор 17 тыс. дел о валютных нарушениях. Фото РИА Новости |
«Это позорное явление уже очень давно наблюдается в России, это следствие скороспелой валютной либерализации, – прокомментировал для «НГ» доклад СП научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг. – Неспособность ему противостоять говорит о качестве государства. В любой развитой стране после такого доклада последовали бы отставки и приход к власти оппозиции. У нас оппозиция может воспользоваться цифрами СП для предвыборной агитации, но, к сожалению, это ничего не изменит».
СП по результатам проверки предлагает наладить координацию работы всех «агентов» валютного контроля, внедрить некую систему управления рисками, чтобы не допустить совершения сомнительных внешнеэкономических сделок, усилить ответственность (в том числе увеличить штрафы) и усложнить регистрацию юрлиц и индивидуальных предпринимателей тем, кто уже был замечен в правонарушениях в сфере валютного законодательства.
Бизнес-сообщество возражает против таких подходов. «Для предотвращения вывода капитала за рубеж в первую очередь нужно не ужесточать валютный контроль, а создавать для предпринимателей условия для инвестирования внутри нашей страны, а также улучшать бизнес-климат в целом, снимая многочисленные государственные барьеры, – сказал «НГ» председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. – К сожалению, неумение отечественных чиновников мыслить категориями бизнеса, помноженное на их нежелание вникать в глубинные процессы экономики, приводит к тому, что единственной реакцией на дефицит бюджетных денежных средств становится очередным закручиванием гаек, в том числе посредством ужесточения контроля за вывозом валюты. Бесполезность и бесперспективность подобных методов очевидны большинству экспертов-экономистов, но не нашим госслужащим».
Доклад может быть основанием для потенциального ужесточения регулирования, но это расходится с трендом на либерализацию валютного регулирования в отношении граждан, которую правительство начало около года назад, сказал «НГ» заместитель генерального директора «Росгеологии» Михаил Казанцев. По его мнению, стоит различать валютные операции, которые преследуют цель незаконного вывода денежных средств за рубеж и те валютные операции, которые не влекут ущерба интересам государства. «Если гражданин заработал деньги в РФ и заплатил все налоги, то в настоящее время нет и в будущем не должно быть никаких препятствий для возможности вывода денежных средств за границу в инвестиционных, личных или иных законных целях, ведь государство уже удовлетворило свой фискальный интерес от этих сумм, – убежден Казанцев. – На наш взгляд ужесточение валютного контроля может только усилить негативные последствия для российской экономики: она станет еще более замкнутой и закрытой от мировых финансовых рынков. Мы сами на себя и на своих граждан наложим дополнительные санкции. В большинстве развитых стран вообще отсутствует валютный контроль. Для государства важно не перемещение валюты, а фискальные (налоговые интересы), такие как размытие налоговой базы резидентов».
Казанцев говорит, что в большинстве случаев создание иностранных структур российскими предпринимателями обусловлено не столько налоговыми соображениями, сколько объективной необходимостью обхода чрезмерного государственного регулирования в валютной сфере для граждан. Либерализация движения капитала существенно укрепляет доверие бизнеса к государству. Кроме того, в валютном законодательстве РФ сохраняются положения, искусственно ограничивающие возможность валютных резидентов РФ распоряжаться своими собственными денежными средствами на счетах за границей, что не отвечает общемировым тенденциям либерализации валютного регулирования. «Результатом таких законодательных ограничений является только то, что бизнес и граждане не стремятся раскрывать информацию о своих зарубежных счетах и прятаться за офшорными компаниями», – утверждает адвокат.
«Снятие подобных ограничений станет дополнительным стимулом для физических лиц к ликвидации их иностранных компаний и осуществлению операций с использованием своих личных счетов. Учитывая новые правила предоставления отчётности по иностранным счетам как для юридических, так и для физических лиц, такого рода ограничения лишены практического смысла. Сведения о проводимых валютных операциях по иностранным счетам валютных резидентов будут полностью доступны российским налоговым органам в том числе через автоматический обмен информацией между налоговыми органами разных стран, которые планируется ввести в 2018 году».
Последний год Правительство РФ обсуждало либерализацию валютного регулирования в отношении граждан. При этом ужесточало валютное регулирование для юридических лиц, когда под видом договоров оказания услуг или фиктивной поставки товаров денежные средства выводили заграницу. В этом разделении кроется разумное начало. «Надо дать возможность гражданам почувствовать свободу при перемещении законно заработанных денежных средств с которых уплачены все налоги. При этом надо выстроить достаточно понятный механизм контроля трансграничных сделок, чтобы под видом исполнения фиктивных договоров не производился вывод средств без уплаты налогов и без уменьшения налогооблагаемой базы будущих периодов».