Совет по стратегическому развитию вырабатывает новые приоритеты в образовании. Фото с официального сайта правительства РФ
Премьер-министр Дмитрий Медведев определился с приоритетами в образовании и обозначил, как будет выглядеть новая реинкарнация нацпроекта «Образование». В ближайшие три года бюджет профинансирует расширение подготовки рабочих, закупку лабораторного оборудования для школ и вузов, а также развитие университетского онлайн-образования. Эксперты недоумевают, зачем надо было десятилетиями убивать среднее профобразование, которое теперь попало в нацпроект. А оборудование классов и учебных аудиторий они называют само собой разумеющимся.
На вчерашнем заседании президиума Совета по стратегическому развитию, посвященном образованию, Дмитрий Медведев озвучил четыре направления, которые будут финансироваться в первую очередь, – это современная образовательная среда для школьников, модернизация среднего профессионального образования, развитие высшей школы и создание современной цифровой образовательной среды.
Под средой подразумевается оснащение школ современным оборудованием, в том числе лабораторным. Причем делать это будут по всем школьным предметам и в соответствии со стандартами, которые еще предстоит ввести.
Модернизация среднего профессионального образования также предполагает разработку стандартов и перестройку на их основе системы профтехподготовки. Пока, по словам Медведева, уровень подготовки не дотягивает до требований, которые диктует современное производство. «Многие наши техникумы и колледжи остаются в прошлом веке», – признал глава правительства.
В реформе высшей школы основной задачей премьер обозначил развитие университетов как центров создания инноваций, что должно позволить вузам зарабатывать на своем интеллектуальном продукте. Кроме того, планируется повысить конкурентоспособность ведущих вузов и «закрепиться на высоких позициях в международных рейтингах».
Создание современной цифровой образовательной среды нацелено на создание в Глобальной сети качественного образовательного контента, доступного как внутри страны, так и за рубежом. Медведев отметил, что нет никаких гарантий, что полученная в Сети информация, даже на известных ресурсах, является достоверной и безопасной. «Существует реальный дефицит качественного образовательного контента, поэтому надо создать специализированные сетевые ресурсы, которые могут быть протестированы специалистами и встроены в университетские программы», – сказал Медведев.
20 августа на всероссийском педсовете премьер-министр представил общественности нового министра образования Ольгу Васильеву и сообщил о возобновлении национального проекта «Образование». А президент России Владимир Путин, когда объявлял 17 июня о создании Совета по стратегическому развитию, говорил, что тот займется ключевыми проектами, направленными на структурные изменения в экономике и социальной сфере, а также на повышение темпов экономического роста. Также премьер обещал президенту, что проведет несколько совещаний для формирования бюджета на 2017–2019 годы. Скорее всего и вчерашний совет также был призван решить главный вопрос, какие статьи «образовательного» бюджета сделать приоритетными, внести в планы на ближайшие три года, а какие секвестрировать.
13 июля состоялось первое заседание Совета по стратегическому развитию под председательством Владимира Путина, где в том числе рассматривались вопросы по образованию. Именно тогда президент призвал министров «не морочить людям голову», а четко заявить о целях, которых необходимо добиться. В качестве примера глава государства привел тогда сокращение очередей в поликлиниках, скорость оказания медицинской помощи для живущих в труднодоступных районах, возможность для каждого проверить и понять, как формируются коммунальные платежи.
Возможно, бывший министр образования Дмитрий Ливанов не смог предложить чего-то подобного, за что в том числе и поплатился должностью. Хотя он доложил тогда президенту о намерении расширить программу повышения конкурентоспособности высшего образования в России и добиться вхождения не менее 15 вузов России в список 250 лучших в мире. Еще Ливанов озвучивал планы министерства создать отечественную систему электронного образования, которая объединит в себе более
1 тыс. курсов лучших университетов страны и поможет бороться с заочным псевдообразованием (эта тема, видимо, все же легла в основу одного из новых медведевских приоритетов в образовании).
На педагогическом совещании обсуждалась реформа учительских зарплат. А на вчерашнем заседании всплыли еще четыре новых приоритета.
«Это какое-то шараханье из одной крайности в другую, – говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Сколько лет среднее профессиональное образование было в загоне, нам говорили, что стране не нужны ПТУ, что все должны получить высшее образование, а наши возражения не воспринимались. Теперь же чиновники словно очухались. И только потому, что на производствах реально некому стало работать. То же и с оборудованием: понастроили школ, в которых, как в XIX веке, кроме парт, доски и мела, ничего нет. А нормой должны стать интерактивные классы. Как только разразился кризис, под нож сразу пошла программа развития Интернета в сельских школах, тот пункт прежнего нацпроекта полностью так и не выполнен». Самую главную проблему Комков видит в том, что 80% финансирования образования было передано на муниципальный уровень, где денег сегодня нет. «Реализовать эти приоритеты возможно только за счет каких-то государственных резервов, перераспределять внутри бюджета на образование нечего», – заявил «НГ» Сергей Комков.
Известно, что в бюджете РФ на 2016 год расходы на образование сокращены на 8,4% по сравнению с уровнем 2015 года. Последние пять лет доля образования в структуре расходов федерального бюджета падала: еще в 2011 году она составляла 5,1%, в 2014-м была уже 4,3%, в 2015-м – 4,1% и, наконец, достигла 3,6% в 2016 году.
Российская академия народного хозяйства и госслужбы в своем заключении на бюджет отмечает, что сфера образования недофинансирована и дальнейшее снижение госрасходов может привести к снижению качества кадрового состава преподавателей и уровня образовательных услуг, а также снизят доступность высшего образования. Ученые также поставили под сомнение обоснованность завершения софинансирования из федерального бюджета расходов регионов на дошкольное образование.
На первом заседании Совета по стратегическому развитию 13 июля председатель совета фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР) Алексей Кудрин высказался за рост социальных расходов. Для достижения экономического роста в РФ на уровне более 3% нужно увеличить расходы на здравоохранение, инфраструктуру и образование, считает он. «В более долгосрочной перспективе, до 2025 года, нам нужно сделать маневр, увеличивая расходы как минимум на 1% от ВВП суммарно по всем этим отраслям. Если мы хотим экономического роста более 3%, а желательно 4%, тогда нужно нарастить расходы в этих отраслях по нашим расчетам на 3% ВВП», – сказал глава ЦСР.