Чем беднее страна, тем обширнее рынок автобусных перевозок. Фото РИА Новости
Этим летом в России продано почти в два раза больше билетов на междугородние автобусы, чем в прошлом, сообщают представители рынка. Самым востребованным направлением стал маршрут из Нижнего Новгорода в Москву и обратно, продажи билетов тут выросли по сравнению с аналогичным периодом 2015-го почти на 100%. Лидерами по популярности стали также трассы в Москву из Петербурга и Симферополя, рост продаж составил 92%. Значительно увеличился интерес к крымским направлениям. Продажи билетов из столицы до Феодосии возросли на 70%, а до Симферополя – на 63%.
Продажи билетов на автобусы по европейским направлениям увеличились за год на 78%, сообщили специалисты онлайн-сервиса для поиска и покупки билетов на автобус Busfor. Среди международных автобусных маршрутов путешественники чаще всего выбирали направления из Москвы в Ригу и Таллин, из Петербурга в Нарву и Таллин, из Пскова в Тарту и Ригу. Хотя авторы обзора напрямую не говорят, что речь идет о турпоездках, перечень городов дает возможность предположить, что рост в первую очередь произошел из-за туристов, которые пересаживаются с самолетов и поездов на автобусы в попытке сэкономить.
Те, кто еще может позволить себе поездку за границу, вынуждены учитывать, что по итогам первых шести месяцев 2016 года стоимость услуг, например, выездного туризма в РФ увеличилась почти на 20%. Как ранее сообщала СМИ исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, по итогам 2015 года падение выездного туризма было самым значительным за последние 18 лет, он сократился на 31,3% и составил 12,1 млн поездок. При этом выезжающие за рубеж россияне максимально экономят на отдыхе, сокращая продолжительность, выбирая экономичные варианты размещения и отказываясь от экскурсий.
В перечне, составленном аналитиками Busfor, билет на автобус Москва–Таллин сейчас один из самых дорогих – 3425 руб. в одну сторону. Для сравнения: самый дешевый билет на поезд из российской в эстонскую столицу 18 августа 2016 года обойдется в 6418 руб., а авиабилет – 9181 руб. Очевидно, что время в пути при такой разнице в тарифах не является основным аргументом для ограниченного в средствах отдыхающего (самолет летит в Таллин 1 час 40 мин., поезд идет 14,5 час., а автобус – 16 час.).
«При росте доходов пассажиры предпочитают более комфортабельные самолеты и поезда. Но чем беднее страна, тем больше рынок автобусных перевозок, ведь это, как правило, самый дешевый вид массового пассажирского транспорта, – объяснил «НГ» директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес. – Не случайно рынок автобусов в Мексике в пять раз больше, чем в США. По данным BusinesStat, количество автобусных поездок в России в тучные 2010–2014 годы уменьшилось на 13,6%. В 2015–2016 годы число поездок на междугородных автобусах в России, по их оценке, будет расти на 3,2% в год. Причина – сокращение реальных доходов населения».
«В 2014 году пассажиропоток всех аэропортов России составил 157 млн человек, железнодорожным транспортом было перевезено около 1,1 млрд человек, а автобусами – 11,6 млрд человек», – сообщил «НГ» сооснователь Busfor Илья Екушевский. «Низкая стоимость билетов, более высокая мобильность и приближающиеся к европейским стандартам качества автобусные перевозки делают их наиболее привлекательными», – говорит он. По словам эксперта, российская автобусная сеть представляет собой более 984 тыс. км автодорог с твердым покрытием, а, например, протяженность воздушных линий – 600 тыс. км.
Генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев приводит более скромные данные о росте продаж автобусных билетов. «В первом полугодии 2016 года мы отметили рост на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – говорит он. – Сервисы по продаже онлайн-туров, авиа- и ж/д-билетов развиваются в России уже почти 10 лет, а сервисы по продаже автобусных билетов в России появились совсем недавно и сейчас проходят стадию активного, экспансивного развития».
По данным Аркадия Гинеса, в России объем рынка междугородных пассажирских автобусных перевозок составляет 300–375 млрд руб.