Фото с сайта www.vologda-portal.ru
Как показывает мировой опыт, когда национальная экономика попадает в кризисное состояние, власти различных стран активизируют действия по поддержке своих производителей. Как правило, поддержка национальных производителей в рамках антикризисной политики осуществляется по трем основным направлениям – поддержка производства в ключевых отраслях, поддержка спроса на ключевых рынках, поддержка ключевых предприятий.
Набор ключевых отраслей, рынков и предприятий может сильно отличаться от страны к стране, но аргументы в пользу их поддержки всегда похожи. Ключевые сектора экономики определяют общую динамику производства; создают значительный мультипликативны
Один из наиболее характерных примеров антикризисной поддержки ключевых отраслей – это меры, которые ряд государств Запада (Германия, США, Великобритания, Франция, Италия, Испания и др.) предпринял во время кризиса 2008-2009 годов с целью поддержки своего автопрома. Основной формой поддержки стала выплата премий (субсидий) покупателям, приобретавшим новый автомобиль взамен старого. Такая технология антикризисной поддержки национальных производителей в целом была оценена как эффективная, поскольку она позволила избежать шокового падения выпуска и массовых увольнений в автомобильной отрасли, а также стимулировала процессы технологической модернизации. Впоследствии эту технологию достаточно успешно использовали и в России.
Еще одна традиционная сфера государственной антикризисной поддержки – это инфраструктурное строительство. Бюджетная поддержка инфраструктурног
Следует отметить, что для России поддержка инфраструктурног
Кроме того, не следует забывать, что в ряде случаев реализация масштабных инфраструктурных проектов крайне важна и с точки зрения укрепления позиций России в международной экономике. Например, наличие новых трубопроводов, позволяющих транспортировать российские нефть и газ в альтернативных направлениях, даст возможность российским компаниям иметь более сильные позиции в переговорах о цене на экспортируемые углеводороды.
Что касается поддержки ключевых рынков в рамках антикризисной политики, то международный опыт показывает, что чаще всего такую поддержку получает рынок жилья. Экономика строительства такова, что дополнительные доходы, генерируемые за счет роста производства в этой сфере, ввиду минимальной потребности в импортных товарах и услугах практически полностью остаются в пределах национальной экономики. При этом строительство жилья и развитие коммунальной инфраструктуры, предъявляя масштабный спрос на конструкционные и отделочные материалы, металлопрокат, трубы, товары длительного пользования и др., создает макроэкономическ
Социальный эффект от поддержки жилищного строительства выражается в появлении дополнительных рабочих мест в целом ряде отраслей экономики, в повышении качества жизни покупателей жилья, в усилении трудовых мотиваций (люди, покупающее жилье, более склонны много работать с целью получения дополнительных доходов).
Используя во многом именно эти соображения, власти США в ходе кризиса 2008-2009 годов предприняли такие радикальные меры поддержки сектора жилищного строительства как реструктуризация и рефинансирование долгов частных лиц по ипотечным кредитам (сумма затрат государственного бюджета – свыше 75 млрд долл.) и рефинансирование долгов общенациональных ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac (сумма затрат государственного бюджета – свыше 1 трлн долл.).
Выбор ключевых предприятий, получающих государственную поддержку в рамках антикризисных программ, более индивидуален. Макроэкономическ
В России указанные подходы также применяются, но их часто критикуют за нечеткость критериев оказания помощи и низкую эффективность получаемых результатов. Тем не менее, в некоторых случаях предоставление антикризисной поддержки отдельным предприятиям практически безальтернативно (например, в оборонно-промышл