Дороги в России всегда были национальной проблемой. Фото с сайта www.sadrk.ru
Российское правительство объявило о сокращении расходов на дорожное строительство и на поддержку регионов. В таких условиях Керченский мост и трасса Керчь–Севастополь могут остаться единственными крупными транспортными проектами, которые будет финансировать федеральный бюджет. Эксперты считают, что визит Дмитрия Медведева на полуостров и проведение второго подряд совещания по транспортной инфраструктуре связаны с необходимостью подать сигнал о жестком контроле за бюджетными расходами.
Прежде чем приступить к секвестру при планировании бюджета на ближайшие три года, правительство решило разобраться со «священными коровами» – проектами, которые не будут подвергнуты сокращению ни при каких условиях. К таким, как стало понятно вчера, относится транспортная инфраструктура Крыма. И не только автомобильный мост через Керченский пролив ценой в 228 млрд руб., но и трасса «Таврида», которая от моста пойдет в глубь полуострова до самого Севастополя.
Еще в четверг правительство подготовило проект решения о выделении дополнительных средств на строительство «Тавриды», но о выделении на проект 139 млрд руб. премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил только вчера в Крыму.
Первоначально в планах стояла сумма в 85 млрд руб., но в июне глава Республики Крым Сергей Аксенов заявил, что проектная стоимость трассы увеличилась. Он объяснил изменение цены тем, что первоначальная сумма была взята за основу как цифра, в которую обошлось строительство аналогичной трассы.
Медведев констатировал вчера, что необходимое финансирование для строительства «Тавриды» в правительстве нашли не без дискуссий. Он напомнил, что наибольший объем финансирования в рамках программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» до 2020 года приходится на развитие как раз дорожного хозяйства полуострова и составляет половину от объема всей госпрограммы. Он предупредил, что сумма требует самого внимательного отношения, и предложил Сергею Аксенову и губернатору Сергею Меняйло оплатить стройку только после того, как они лично проедут по трассе через несколько месяцев после сдачи в эксплуатацию и убедятся, что на ней нет ни ям, ни пузырей. Также он потребовал предотвращать воровство, которое, «к сожалению, тоже случается». Премьер поручил к осени подготовить документы для аудита автомагистрали «Таврида».
Дорожная сеть Крыма состоит из 6 тыс. км дорог регионального и 8,5 тыс. км местного значения. Еще около 1 тыс. км местных дорог числится за Севастополем. Большинство из них были построены в 40–50-е годы прошлого века и не были рассчитаны на высокую интенсивность движения и переезды большегрузов весом в 50–60 т. Полномочный представитель президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев заявил в июле, что автодороги в Крыму на 80% не соответствуют стандартам, а порой просто находятся в плачевном состоянии.
Сегодня в республике нет ни одной федеральной трассы, отвечающей нормативам. Если не построить к 2020 году «Тавриду», то на Керченском мосту в курортный сезон будет стоять одна огромная пробка, так как дороги Крыма просто не смогут переваривать поток машин с материка. Здесь и сейчас потоки достигают 30 тыс. автомобилей в сутки. Чтобы они двигались нормально, необходимы трассы первой категории по две полосы в каждую сторону. При ремонте приходится закрывать одну полосу и пускать машины в реверсивном режиме по единственной оставшейся.
«В этом году на ремонт наиболее проблемных участков региональных и местных дорог бюджетом заложено почти 8,5 млрд руб., кроме того, на прошлой неделе правительство одобрило выделение дополнительно 4,5 млрд руб. Республике Крым и 0,5 млрд руб. Севастополю», – сказал Медведев. Он напомнил, что последние десятилетия вопросом дорог в Крыму никто не занимался, а их ремонт проводился лишь на 10% от необходимого объема и, если бы не уникальный крымский климат, дороги бы на полуострове давно развалились.
По словам вице-премьера крымского правительства Олега Казурина, в первую очередь будет отремонтировано 54 км дороги от Керчи в сторону Феодосии, там же предусмотрен аварийный ремонт мостов. Кроме того, будет реконструирована аварийная дорога на Новый Свет, где образовались оползни. Сергей Аксенов также заявил, что необходимо принять радикальные меры, чтобы отремонтировать аварийный участок дороги Судак–Алушта.
Крым – особая экономическая зона и, можно сказать, внешнеполитическая витрина России, по этой причине крымские проекты находятся на особом счету, – пояснил «НГ» председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – На строительство дорог в Крыму в 2015 году выделили 4,2 млрд руб., в 2016-м – 5 млрд руб. Другое дело, что потребности полуострова составляют около 100 млрд руб.
Эксперт считает, что крымские проекты больше защищены, чем другие строительные объекты, но не на 100%. «Что-то вполне могут еще и секвестрировать, – допускает Андриевский. – Проблема в том, что выделенных денег, может, и хватило бы, но, как подметил зампредправительства Дмитрий Козак, из-за неправильного ценообразования в строительстве триллионы рублей улетают в черную дыру. То есть дорожная сфера по-прежнему остается малоэффективной».
Дорожная инфраструктура Крыма до сих пор полностью субсидируется за счет федерального бюджета в отличие от ситуации в других российских регионах, где финансирование идет также за счет региональных дорожных фондов, – рассказала «НГ» старший научный сотрудник Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Екатерина Решетова. – В Крыму должны создаваться нормальные инструменты финансирования, тем более что в последнее время регионы получили больше свободы по использованию различных сборов для ремонтов и строительства дорог».