Не все желающие познакомиться с Санкт-Петербургом иностранцы решаются добраться до Северной Пальмиры. Фото Антона Ваганова/ТАСС
Россия не использует и десятой доли потенциала въездного туризма из стран Европы. Больше половины взрослого населения Германии заявляет об интересе к поездке в Россию, сообщают немецкие исследователи. В то же время реальный турпоток из Германии в Россию не превышает сотни тысяч человек в год и продолжает сокращаться. Общий поток иностранных туристов в РФ сокращается с 2014 года. А резкая девальвация рубля вызвала рост въездных потоков лишь по некоторым направлениям.
Немцы проявляют повышенный интерес к поездкам в РФ. Почти 60% жителей Германии, никогда не бывавших в РФ, хотели бы посетить нашу страну. Таковы результаты опросов немецкого Фонда имени Кербера. Примечательно, что интерес немцев заметно выше, чем тяга россиян к поездкам в Европу: лишь каждый третий россиянин, кто не бывал в ЕС, хотел бы увидеть эти страны. Отметим, опрос проводился в обеих странах одновременно – с 22 февраля по 8 марта 2016 года. В нем приняли участие 1000 человек из Германии и 1024 респондента из России. Таким образом, российские турфирмы могут рассчитывать, что при благоприятных условиях из Германии в Россию могут прибыть до 40 млн туристов.
Как отмечают исследователи, наиболее открытыми к знакомству с новыми странами оказались молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет. В этой группе хотели бы познакомиться с Россией около 72% респондентов.
В свою очередь, интерес к посещению стран Евросоюза проявляют лишь 47% россиян моложе 30 лет, которые прежде не бывали в ЕС. Среди пожилых людей разница оказывается более ощутимой: 53% немцев старше 60 лет готовы впервые съездить в РФ, а среди россиян той же возрастной категории показатель желающих выбраться в ЕС составляет 13%.
По мнению руководителя фокус-группы «Русские в Европе» Габриэле Войделько, данные опроса показывают привлекательность России для немцев, несмотря на все существующие политические различия. «Наш опрос показывает, что немцы очарованы Россией. У русских же наблюдается тенденция к отчуждению: ЕС ассоциируется в России с нестабильностью и неуверенностью. Это отпугивает многих россиян от поездки в ЕС», – цитирует пресс-служба фонда ее слова.
Примечательно, что, если конкретизировать гражданам РФ вопрос об их планах на текущее лето, желающих отправиться в отпуск в страны дальнего зарубежья в действительности окажется куда меньше. Например, по результатам майского опроса ВЦИОМа, лишь 3% респондентов собирались в 2016 году отправиться в отпуск за рубеж. Большинство россиян собирается проводить свой отпуск дома (45%) и на даче (35%). Для сравнения: в 2013 году 9% граждан РФ планировали провести отдых за границей. Численность выезжавших за рубеж россиян стала сокращаться еще в 2014 году. И эта тенденция продолжается и по сей день. Для сравнения: в 2013 году свыше 50 млн граждан РФ покидали страну в течение года, в то время как по итогам 2015 года это сделало около 34 млн человек.
Сокращается и число прибывающих в страну иностранных туристов. Ранее глава Ростуризма Олег Сафонов констатировал снижение притока иностранных туристов в РФ, однако не смог назвать точную причину происходящего. «Наверное, мы должны предпринять дополнительные усилия, с тем чтобы количество въездных туристов увеличивалось», – рассуждал он.
В целом же только по итогам первого квартала 2016 года въездной турпоток сократился на 29%. Если в 2015 году за тот же период Россию посетили почти 5 млн иностранных туристов, то в 2016 году лишь 3,5 млн. Так, с 324 тыс. до 305 тыс. (–6%) сократился турпоток в Россию из соседней Финляндии, с 29 тыс. до 19 тыс. (–35%) – из Франции, с 59 тыс. до 37 тыс. (–38%) – из Германии.
К слову, почти в два раза – с 135 тыс. до 74 тыс. – сократился и поток въезжающих в РФ китайцев. Такие данные приводит Росстат, который фиксирует общую численность въезжающих, не выделяя при этом отдельно туристов. У Ростуризма поэтому другие цифры въездного турпотока. «По итогам девяти месяцев 2015 года турпоток из КНР в Россию вырос на 21%, в этом году прирост составил уже 63%», – говорил в начале июня Сафонов. При этом почти на 50% вырос поток китайцев в рамках безвизовых групповых турпоездок.
Казалось бы, падение въездного турпотока противоречит логике. Ведь дешевый рубль должен был бы поддержать спрос на РФ. Однако на практике этого не произошло. «Снижение стоимости рубля практически не дало ожидаемого эффекта: для иностранных туристов подешевел ряд услуг, но общая стоимость турпакета не сократилась, поскольку в связи с инфляцией выросли цены на продукты питания, размещение», – пояснили в Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Несмотря на спад въездного турпотока, представители российской туриндустрии не склонны драматизировать ситуацию. «Растет количество отдыхающих из Индии, Вьетнама, восточных стран, Ирана», – сообщают в организации. По итогам года туроператоры также ждут роста. В частности, за счет увеличения турпотока из Азии. «Туроператоры отмечают рост количества туристов из Азии на уровне 30–40%. Этот прирост обеспечит общую положительную динамику въездного туризма по итогам года», – говорится в сообщении АТОР. Правда, в организации тут же добавляют, что рост турпотока из Азии не приводит к росту рентабельности туроператоров по въездному туризму. «Большинство иностранцев, особенно граждан Китая, предпочитают покупать самые экономичные варианты туров», – поясняют в АТОР.
Другая проблема – показатель возвратности туристов. «Посмотреть Россию туристы приезжают только один раз. Несмотря на усилия по продвижению туристских регионов, большинство интуристов путешествует по давно проторенным маршрутам – Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, реже – Байкал», – сообщают в АТОР.
И в этом смысле нет противоречия между высоким потенциальным спросом на Россию и падающим фактическим заездом туристов, объясняют эксперты «НГ». «По-прежнему основная проблема в РФ – фактически еще советская инфраструктура, что усложняет иностранцу знакомство с Россией», – говорит председатель отделения «Деловой России» по развитию турбизнеса Алексей Парфененок. В итоге спрос на въездном рынке упрется в неразвитость отечественной инфраструктуры туризма, делают вывод эксперты. «Уже в прошлом году было очевидно, что отели, музеи, транспорт работают на пределе возможного и к дальнейшему росту точно не готовы. Спрос превышает предложение», – поясняла Интерфаксу пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Дефицит, в свою очередь, приводит к росту цен, что в итоге оборачивается оттоком туристов, предупреждают в АТОР.
У строительства же новых объектов инфраструктуры в России своя специфика. Туристические объекты, по меркам российского рынка, слишком долго окупаются. «В среднем они становятся рентабельны через 8–10 лет», – поясняет Парфененок.