Парижское соглашение может привести к сокращению потребления каменного угля по всему миру. Фото с сайта www.coal-info.ru
В 2017 году правительство РФ должно разработать стратегию низкоуглеродного развития и уточнить стратегии социально-экономического развития, энергетическую стратегию и стратегии развития различных отраслей с учетом планов низкоуглеродного развития Китая, ЕС и Индии. Осенью стране надо решить, ратифицировать ли Парижское климатическое соглашение, однако от идеи углеводородного сбора пока решили отказаться.
Подписанное в апреле Парижское соглашение по климату в ближайшее время ратифицируют более полусотни стран, на долю которых приходится 55% мировых выбросов углекислого газа. Об этом сообщила вчера председатель Парижской конференции по климату Сеголен Руаяль. Войдет ли в этот список Россия, пока не ясно. Подписавший этот документ от имени РФ вице-премьер Александр Хлопонин к сентябрю обещал только вынести на обсуждение в правительство некий план его реализации. Соглашение по климату вызвало в России нешуточные споры. Причем разногласия возникли не только между промышленниками и экологами. Куда более острые споры возникли внутри предпринимательского сообщества. Часть промышленников считают, что России нужно внедрять современные чистые технологии, чтобы не оказаться в будущем неконкурентоспособными. Другие же видят в Парижском соглашении опасность для своего бизнеса из-за перспективы введения глобального углеродного налога.
Накануне эксперты Аналитического центра при правительстве РФ и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) сделали вывод, что сотни тысяч граждан останутся без работы, а множество промышленных предприятий будут закрыты, если в России в соответствии с парижскими климатическими планами будет введен налог на выбросы углекислого газа, передает ТАСС.
«Проведенные нами расчеты показывают, что ввод в России углеродного сбора в размере 15 долл. за тонну CO2 потребует ежегодных выплат в размере 42 млрд долл., что соответствует 2,6–3,3 трлн руб., то есть 3,2–4,1% ВВП за 2015 год, 19–24% доходов федерального бюджета на 2016 год или 35–45% суммарного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния», – сказал «НГ» замгендиректора ИПЕМ Александр Григорьев.
Предприниматели рисуют еще более мрачную картину. При ставке углеродного сбора 15 долл. за тонну СО2 ущерб экономике РФ составит 100 млрд долл., или 6,5 трлн руб. в год – такие оценки содержатся в письме главы РСПП Александра Шохина в адрес президента Владимира Путина и главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева.
В поддержку Парижского соглашения, естественно, выступили экологи. Сопредседатель экологической палаты России Вадим Петров отметил, что Парижское соглашение принимается с целью глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и ничего не имеет общего с теми «страшилками», что тысячи граждан останутся без работы, а множество промышленных предприятий будут закрыты.
Но есть и предприниматели, которые не поддержали позицию РСПП. В отличие от представителей сырьевого комплекса глава «Роснано» Анатолий Чубайс выступает за присоединение России к Парижскому соглашению, вероятно, потому, что его компания заинтересована в развитии новых технологий, которые не ведут к большим выбросам углекислого газа. Глава «Базового элемента» Олег Дерипаска также голосовал против на апрельском бюро РСПП, где принималось решение написать письма против углеводородных платежей.
Представитель компании En+Group, входящей в холдинг «Базовый элемент», сказал «НГ», что у России есть два варианта пути к грядущим и неизбежным изменениям: отрицать очевидное и ждать, когда перешедшая на низкоуглеродные технологии мировая экономика выбросит российскую экономику на обочину жизни, или начать действовать, закладывая в стратегии развития энергетики, угледобычи и других отраслей, так или иначе основанных на использовании СО2, будущие реалии. Здесь считают, что углеродный налог в той или иной форме – это реалии завтрашнего дня. «Сейчас в мире наблюдается большой разброс в ставках. В каких-то странах платят по 2–3 долл. за тонну выбросов, а, например, в Швеции – 130 долл. В долгосрочной перспективе необходимо прийти к единым стандартам регулирования».
Принуждение к смене локомотивов экономического роста управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков называет косвенной выгодой России от участия в борьбе с глобальным потеплением. По его мнению, есть и прямая выгода: поддержка развивающихся стран в рамках инвестиционных программ, предусмотренных договором, может быть использована для проникновения на перспективные рынки. «Этим уже активно пользуются некоторые страны, в частности Япония», – сказал «НГ» Кириков.
На запрос «НГ» в Минэнерго ответили, что России еще только предстоит оценить риски и возможности, связанные с переходом мировой экономики на путь низкоуглеродного развития. Минэнерго сообщило «НГ», что в 2009–2012 годах в России было утверждено 150 проектов в рамках предыдущего климатического соглашения – Киотского протокола. Суммарный объем сокращений выбросов парниковых газов по зарегистрированным проектам составил чуть более 300 млн т углеродного эквивалента, почти все из них были проданы на международном рынке квот, по оценкам экспертов, российские компании получили около 2 млрд евро.
Пресс-служба энергетического ведомства сообщила также «НГ», что в России в ближайшей перспективе введение углеродного сбора не предполагается. Эту информацию подтвердили вчера и в Минэкономразвития. «Правительство РФ не рассматривает в ближайшей перспективе введение никаких углеродных налогов, а, наоборот, разрабатывает механизмы поддержки и стимулирования внедрения новых технологий, реализации проектов по повышению энергоэффективности», – сообщила «НГ» представитель Минэкономразвития Елена Лашкина.
«Парижское соглашение, учитывая глобализацию, будет оказывать воздействие на нашу экономику в любом случае, ратифицирует его Россия или нет, – объясняет Лашкина. – Многие международные рынки уже сейчас закрываются от углеродоемкой продукции. Для оценки масштабов воздействия соглашения на ближайшую, среднесрочную и отдаленную перспективу Минэкономразвития планирует в 2017 году выполнить подробные расчеты и уточнения стратегий социально-экономического развития, энергетической стратегии, стратегии развития различных отраслей с учетом планов низкоуглеродного развития наших экономических партнеров (Китай, ЕС, Индия и т.д.) и разработать свою стратегию низкоуглеродного развития. В среднесрочной или отдаленной перспективе может оказаться, что наши углеводороды будут не востребованными на глобальных рынках».