Временная потеря работы почти не пугает современную молодежь. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Представители поколения Y (родившиеся позже 1983 года) и миллениалы (родившиеся после 2000-го) больше других заинтересованы в развитии профессиональных навыков. Эти молодые люди при выборе работы меньше других готовы жертвовать свободным временем и личной жизнью.
Выходящие на рынок труда новые поколения иначе относятся к выбору места работы, чем их предшественники. Среди требований молодежи к работодателям все чаще звучит «работать в команде компетентных специалистов» (67%), «обучение» (58%), «работа с инновационными проектами» (42%) и «работа с современными технологиями» (41%). Таковы результаты исследования международного рекрутингового агентства Kelly Services, в котором участвовали 164 тыс. человек из 28 стран. В исследовании участвовали и 12,7 тыс. россиян. Впрочем, неизменным остается интерес к размеру зарплаты (94%), карьерному росту (65%) и репутации работодателя (62%).
Среди факторов, ради которых поколение Y готово пожертвовать зарплатой, находятся гибкий рабочий график и удаленная работа (оба по 30%), сокращенный рабочий день (26%), а также возможность взять творческий (21%) или дополнительный отпуск (19%). Российские и европейские представители поколения Y менее охотно жертвуют заработной платой в обмен на более гибкий график и возможность удаленной работы, чем их коллеги из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (соответственно 43%–42%–30%).
Поколение Y уделяют больше внимания оплачиваемому отпуску, больничным и праздничным дням (78%), оздоровительным программам (61%). Их меньше интересует страхование жизни и здоровья. Люди Y больше боятся, что их навыки и знания не будут реализованы (57%), чем возможности остаться без работы (43%), в то время как у беби-бумеров (родившихся с 1943 по 1963 год), например, ситуация зеркально противоположная.
«Новому поколению нужны проекты и задачи, которые позволят им развиваться, – говорит Екатерина Горохова из Kelly Services. – Они скорее предпочтут работу над интересным проектом в нестабильном стартапе стандартному трудоустройству без возможности научиться чему-то новому. Для них всегда на первом месте они сами, поэтому мы и назвали их «поколение селфи». Работодатели, которые смогут предложить возможности для личного и профессионального развития смогут привлечь лучшие таланты».
В Kelly Services «НГ» также пояснили, какую классификацию поколений применили, отметив, однако, что возрастные рамки условны и могут несколько сдвигаться в ту или другую сторону: беби-бумеры (рожденные с 1943 по 1963-й), поколение Х (1963–1983), поколение Y (1983 – середина 90-х), поколение Z (начиная с середины 90-х).
«Большинство работодателей уже изменили свои подходы в рекрутинге, мотивации и представлении о рабочем месте, – сообщили «НГ» в Kelly Services. – Эта тенденция находит отражение в более открытом, неформальном общении и коммуникациях работодателей с сотрудниками, а также изменении отдельных элементов корпоративной культуры (гибкий график, возможности обучения и развития, введение элементов геймификации, изменение программ мотивации и др.). По мнению экспертов агентства, работодатели готовы меняться, для того чтобы привлечь и удержать лучших. Однако это вовсе не означает, что у нового поколения появляются какие-то преимущества по сравнению с X или бэби-бумерами. Из-за нестабильной экономической ситуации критерии отбора специалистов стали более жесткими. Работодатели зачастую повышают порог отбора, дополняя его требованиями о знаниях в смежных областях и личностными характеристикам кандидата, такими как стратегическое мышление, упорство в достижение цели, умение выстраивать партнерские отношения и др.
Работодатели и поколение Y говорят на разных языках, выяснил в ходе своего исследования портал Superjob. Поколение Y ожидает от работы высокой зарплаты (56%), перспектив карьерного роста (49%), стабильной компании (39%) и комфортной психологической атмосферы (30%), а эйчары уверены, что у молодежи на первом месте стоят перспективы карьерного роста (53%), а уровень оплаты труда занимает только вторую позицию (33%). На третьем и четвертом местах, по мнению работодателей, находятся возможности личностного роста (31%) и корпоративного обучения (27%). На самом деле перспективы личностного роста мотивируют не так много выпускников (22%). Примерно столько же молодых специалистов говорят о значимости удобного расположения офиса (21%), а корпоративное обучение как мотиватор воспринимают только 8% студентов и выпускников.
Менеджеры по персоналу заявляют, что им в первую очередь важны мотивация к работе (65%), готовность развиваться и учиться (60%), а также активная жизненная позиция (35%). Но сами студенты и выпускники вузов считают иначе: они уверены, что работодатель прежде всего смотрит на опыт работы (58%) и только потом на готовность учиться и развиваться. А ведь опыт работы как важный фактор назвали только 10% эйчаров.
«Атипичные формы занятости в первую очередь выгодны самим работодателям, особенно в кризис, – сказал «НГ» старший преподаватель Высшей школы экономики Александр Вечерин. – И именно молодые специалисты активнее других откликаются на предложения о гибком графике, работе на дому даже при снижении уровня оплаты. Во-первых, для молодежи характерно стремление к внутренней и внешней свободе, а во-вторых, уровень ответственности у них еще не так развит, как у старших поколений, они готовы рисковать. Речь, конечно, в первую очередь идет о высококвалифицированных специалистах, выпускниках вузов».
«Вся страна не может создавать компьютерные программы и торговать через Интернет. Добывать газ и проводить его в дома на удаленке пока не научились, – сказал «НГ» заведующий художественно-производственного комплекса Большого театра Павел Куликов. – У нас работает немало молодых столяров, бутафоров и людей других специальностей. Так же как и более старшие коллеги, в работе они ценят достойную зарплату, выплачиваемую по-белому, социальные гарантии и даже совпадение отпусков родителей с детьми».
«Деление поколений на X, Y, Z не имеет никаких научных оснований и опирается на социальные стереотипы, – поясняет Александр Вечерин. – Дайте время, ребята из поколения селфи обзаведутся семьями, и их предпочтения станут типичными».