Продавцам приходится сдерживать цены, чтобы не потерять объем продаж. Фото PhotoXPress.ru |
Российские чиновники говорят о скорой победе над высокой инфляцией в стране. Общие темпы роста цен действительно снижаются. Но есть и противоположная тенденция. Последние 3–4 месяца в стране явно растет продовольственная инфляция, которая может поставить под угрозу исполнение стратегических целей монетаристов.
Начало весенне-летнего сезона 2016 года ознаменовалось новым ростом цен на продукты питания. По данным Росстата, индекс потребительских цен на продовольственные товары в апреле нынешнего года вырос на 5,3% по сравнению с тем же месяцем годом ранее, в мае он составил 5,6%, а в июне уже 6,2%.
Эти цифры, конечно, находятся на гораздо более низких уровнях, чем прошлогодние показатели. В апреле 2015 года был достигнут пиковый показатель в 23,3% по сравнению с апрелем 2014-го. Затем график пошел по нисходящей, новогодние праздники россияне встречали с 14-процентным ростом цен на продовольствие по сравнению с предыдущим Новым годом, и уже в январе 2016-го цифры перестали быть двузначными – 9,2%. Минимального показателя за последние два года (5,2%) потребительская инфляция достигла в марте 2016-го. А затем, как уже говорилось, пошел рост.
Ускорение годовых темпов прироста инфляции в большей степени связано с эффектом низкой базы 2015 года, сообщила «НГ» представитель Минэкономразвития Елена Лашкина. В частности, фактором низкого роста цен служило резкое укрепление курса рубля. Помимо этого на динамике продовольственных товаров также сказалось более раннее удешевление плодоовощной продукции в 2016 году.
Ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики Николай Кондрашов также ссылается на «эффект базы». «В начале 2015 года было очень сильное ослабление рубля, который с апреля стал укрепляться, что привело к замедлению роста и даже снижению цен на продовольствие, – рассказал он «НГ». – Тогда наблюдались нестандартно низкие темпы роста цен на продовольствие. Именно поэтому, начиная с апреля 2016 года, накопленная продовольственная инфляция (год к году) начала немного расти, хотя в месячной динамике наблюдаются низкие значения роста цен. В нынешнем июне рост по сравнению с маем составил всего 0,1%, хотя обычно в начале лета этот показатель достигает 0,5% и больше в зависимости от урожая. По нашим оценкам, продовольственная инфляция по итогам 2016 года составит 5%».
В пресс-службе Банка России «НГ» сообщили, что темпы роста цен на продукты питания в этом году заметно ниже уровня инфляции. «В июне текущего года цены на овощи и фрукты снизились по сравнению с маем, но это удешевление было меньшим, чем в июне прошлого года. Сказалось также и ускорение роста цен на сахар, как результат роста мировых цен на сахар-сырец в период, когда отечественные заводы зависят от его импорта».
Впрочем, в конце июня аналитики того же ЦБ предупреждали, что продовольственная инфляция в России в ближайшие месяцы может ускориться. «Мировые цены на продовольствие растут непрерывно с ноября 2015 года, а в основных сельскохозяйственных регионах на юге России в начале июня наблюдалась аномально дождливая погода, которая может привести к некоторым потерям урожая», – говорится в бюллетене ЦБ РФ.
Есть признаки заметного подорожания продовольствия и в регионах. Так, глава Архангельской области Игорь Орлов инициировал расследование причин повышения цен на продукты, которые за последние три месяца поднялись больше чем на 10%. Картофель, в частности, подорожал на 42%, репчатый лук – на 31%, капуста – на 25%, морковь – 12% и гречка – на 10%.
В Вологодской области продажи продуктов питания упали на 15%, а цены выросли с начала года, по официальной статистике, на 3,2%. Предпринимателям приходится чаще переориентироваться на более дешевую линейку товаров, отметил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM руководитель одной из местных торговых компаний.
Продавцы уже давно сдерживали цены, чтобы не терять объем продаж, но стратегия искусственного сдерживания, видимо, уже не приносит достаточного дохода, сказала «НГ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. Отсутствие позитивных изменений экономической ситуации в стране создает фон, способствующий росту инфляции, в первую очередь продовольственной, поскольку граждане максимально сократили свои расходы по многим статьям, но не могут не тратить их на продовольствие.
Рост продовольственной инфляции скорее всего имеет сезонный характер и подстегивается дисбалансом между новым урожаем овощей и фруктов, на которые поставщики повысили цены, и остальными продуктами питания. Но вряд ли цены существенно вырастут – покупательная способность и так падает, и продавцы это хорошо понимают. Сказываются и антисанкции, рынок все еще не наполнился отечественными продуктами в достаточной степени, считает Касьянова.
В условиях плавающего курса нацвалюты и эффекта продовольственных санкций влияние сезонности на динамику продовольственной потребинфляции носит ограниченный характер, считает финансовый аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин. «В структуре стоимости условного набора продуктов питания на плодоовощную продукцию приходится лишь около 21%, – напомнил он. – Исходя из данных Росстата, в сегменте плодоовощной продукции уже начала формироваться дефляция. Например, за июнь цены тут упали на 1,1% по сравнению с маем. В июле–сентябре снижение будет усиливаться. Однако влияние валютных курсов и соответственно возможный рост цен по таким категориям, как сахар-песок, крупы и т.п., может в значительной мере нивелировать данный эффект», – сказал «НГ» эксперт.
Руководитель департамента компании «Финэкспертиза» Алексей Баскаков обратил внимание, что индекс потребительских цен на продукты в России в июне 2016 года по отношению к июню 2015-го почти на 1,5% ниже общего индекса потребительских цен, а также ниже индекса цен на ЖКХ. «Поскольку рубль в последние месяцы демонстрирует тенденцию к укреплению, а урожайность в 2016 году ожидается хорошая, можно прогнозировать еще большее снижение индекса продовольствия на фоне изменения остальных цен», – считает Баскаков.