Хранение закупленного по интервенциям сырого молока может не оправдать ожиданий. Фото РИА Новости
Правительство РФ заметно расширяет перечень молочной продукции, которую государство сможет закупать в Интервенционный фонд. Если ранее в список входили сухое молоко и сливочное масло, то теперь туда включили сырое молоко и сыры. В Минсельхозе смысл молочных интервенций объясняют необходимостью сезонно корректировать цены на молоко в период высоких надоев. Образовавшиеся таким образом излишки будет выкупать Интервенционный фонд, а затем возвращать на внутренний рынок в период высоких цен.
Как следует из документа, размещенного на едином портале раскрытия информации, правительство намерено расширить перечень молочной продукции, которая сможет закупаться в Государственный интервенционный фонд. Согласно проекту, в обновленный перечень предлагается включить молоко питьевое коровье стерилизованное, молоко сухое не более 1,5% жирности, молоко сублимированное не более 1,5% жирности, молоко сухое частично обезжиренное (от более 1,5 до менее 26% жирности), молоко сухое цельное (от 26 до 41,9% жирности), молоко сублимированное частично обезжиренное (от более 1,5 до менее 26% жирности), молоко сублимированное цельное (от 26 до 41,9% жирности) и сливочное масло. В обновленный перечень войдут и три вида сыров: полутвердые, твердые и сверхтвердые.
Ранее закупочные и товарные интервенции на молочном рынке могли проводиться только в отношении сливочного масла и сухого молока. При этом из пояснительной записки к документу сложно понять, зачем потребовалось расширять перечень молочной продукции.
Новые правила закупок вступят в силу с 1 января 2017 года. Решение о сроках проведения закупочных интервенций в Минсельхозе обещают принять осенью.
По мысли чиновников, смысл проведения молочных интервенций аналогичен существующим в России зерновым интервенциям – снижение волатильности закупочных цен. «Целью проведения интервенций является снижение эффекта сезонности на рынке сырого молока, сглаживание закупочных цен в регионах, подверженных сезонным колебаниям цен на молоко», – подчеркивают в ведомстве Александра Ткачева. В результате это позволит на 50% сократить колебания цен, считают в ведомстве.
Общий же объем интервенций составит 10 тыс. т. Сумму своих закупок Минсельхоз оценил в 3 млрд руб.
Однако не стоит забывать, что механизм молочных интервенций власти предлагают запустить на дефицитном рынке. Сегодня РФ самостоятельно производит около 30 млн т молока, а его текущий дефицит, по оценкам, составляет около 8 млн т. И часть дефицитного товара предлагается изымать.
Новшество Минсельхоза в целом позитивно восприняли отраслевые союзы. «Сам по себе инструмент нужен. Проведение интервенций – это создание ориентира или установки для цены. Интервенции помогают выровнять цены и поднять их», – напоминает замдиректора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР) Ольга Башмачникова. Важно, чтобы интервенции поддерживали не только переработчиков, но и производителей сырого молока. «Тот факт, что произведенный допобъем в летний период будет выкуплен, – это стимул для переработчика купить молока больше, чем мог бы он продать продукции», – рассуждает она.
«В летний период из-за колебаний производства закупочные цены на сырое молоко могут падать в среднем на 20–25%», – замечают в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко). Интервенции направлены на то, чтобы сократить объемы российского молочного рынка в период «большого молока» примерно на 200 тыс. т сырого молока (5% товарного молока за летний период), что снизит падение цен в это время. Однако, полагают в союзе, интервенции традиционно касаются сухого молока, в некоторых странах еще и масла. «Закупка питьевого молока в рамках интервенций потребует наличия огромного количества складских помещений для хранения, что повлечет за собой существенный рост затрат на их проведение», – сообщают в организации, уточняя, что этот вопрос нуждается в дополнительной проработке.
Эксперты сомневаются, что в текущем году интервенции будут проведены. «Осенью сезон «большого молока», а следовательно, нисходящий ценовой тренд закончится, и смысла в их проведении не будет», – сообщает старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Вадим Семикин.
Планы правительства можно оценить неоднозначно, продолжает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. «С одной стороны, на молоко и молочные продукты в РФ традиционно приходится большая доля в структуре потребления населения. При этом цены на данную продукцию растут опережающими темпами», – говорит он. И вряд ли в условиях дефицита бюджета целесообразно расширять интервенции. «Проблему проще было бы решить за счет послаблений для импорта и при необходимости расширения уже использующихся интервенций на рынке сухого сублимированного цельного молока и сухого сублимированного обезжиренного молока», – указывает аналитик. Еще более оптимальным решением для бюджета, по мысли эксперта, было бы смириться с сезонностью на рынке и отдать регулирование инфляции на откуп ЦБ. «Помимо прямой экономии это еще и снизит коррупционные риски при закупках, из-за которой в том числе может закупаться некачественная продукция», – обращает внимание Нигматуллин.
К тому же, замечают независимые эксперты, сезонность на рынке молока сегодня не так уж и очевидна. «Сезонность с каждым годом становится все менее выраженной. В 2009 году коэффициент сезонности в сельхозорганизациях составлял 1,5, а в 2015 году – 1,3. Для сравнения: в 2003 году он был 2,2», – поясняет независимый эксперт по молоку Татьяна Рыбалова. Проведение же интервенций приведет к дисбалансу на рынке, уверена она.
При этом в России ранее интервенции на молочном рынке не проводились, не считая регулярных закупок в Росрезерв, уточняет Рыбалова. Но идея организации молочных интервенций по аналогии с зерновыми в целом не нова. «Ближе всего к ее реализации подошли в 2009 году. В 2010 году правительство планировало начать молочные интервенции, но от идеи отказались», – напоминает эксперт.
Аналитики рынка также не понимают, как будет организован возврат молочной продукции на рынок. «В мировой практике отсутствует опыт возвращения на внутренний рынок продукции из Интервенционного фонда для дальнейшей реализации. Россия станет первопроходцем», – подчеркивает Рыбалова. На рынке ЕС и США регулярно образуются товарные излишки молочной продукции, которые на внутренний рынок не возвращаются. «Продукция идет либо на экспорт, либо на корм скоту», – говорит она.
Не все просто и со сливочным маслом. Тот же Росрезерв, по словам Рыбаловой, закупал импортное масло, так как качество отечественного не соответствовало требованиям. «Захотят ли предприятия производить настоящее сливочное масло, если будет перспектива дальнейшей его продажи на внутреннем рынке, заполненном дешевыми спредами под видом сливочного масла? Или фонд станет закупать и масло с «пальмой»?» – задается вопросом эксперт. Отметим, тот же вопрос относится и к сырам, где, по некоторым оценкам, доля фальсификатов превышает 80%.
И, как замечают эксперты, особого смысла в закупках сыров нет. «Интервенции на рынке сухого молока и сливочного масла будут эффективны, так как срок их хранения превышает 18 месяцев, в отличие от сыра и питьевого молока», – сообщает гендиректор Petrova Five Consulting Марина Петрова. «Закупка сыров вообще мало используется в мировой практике из-за ограниченных сроков хранения. К тому же на рынке сегодня нет дефицита сыров – есть ограниченный спрос на них», – заключает Татьяна Рыбалова.