От российского аграрного рынка ждут позитивного развития. Фото Reuters
Власти ФРГ поддерживают инвестиционную активность немецких компаний в России. Вчера представители Минсельхоза Германии, несмотря на антироссийские санкции, выступили за сохранение кооперационного проекта «Германо-российский аграрно-политический диалог». А некоторые немецкие аграрии готовы переносить производство в Россию.
Осенью в Госдуму будут внесены законопроекты об оказании внутренней продовольственной помощи, рассказала вчера представителям проекта «Германо-российский аграрно-политический диалог» зампред аграрного комитета Совета Федерации (СФ) Ирина Гехт. Днем ранее правительство РФ дополнило стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности положением о внутренней продовольственной помощи. Концепция такой помощи была утверждена правительством еще в июле 2014 года, она предусматривает как выделение денежных средств на покупку продуктов питания, так и само льготное питание.
Для немецких агрочиновников в настоящее время интерес к подобным процессам чисто теоретический. Начиная с 7 августа 2014 года поставки продовольствия из Германию в Россию приостановлены в связи с эмбарго в отношении продукции из ЕС, которое в начале июля президент Владимир Путин продлил сразу до конца 2017 года.
В первые же полгода после 7 августа 2014 года импорт сельхозпродукции и продовольствия из Германии в Россию упал на 23%, или на 500 млн долл. В пресс-службе Минсельхоза «НГ» сообщили, что товарооборот сельхозпродукции между Россией и Германией в 2015 году по сравнению с 2013 годом сократился в два раза (до 1,1 млрд долл.). По оценке министерства, немецкий аграрный сектор потерял около 1 млрд долл. после введения Россией ответных санкций.
Однако европейские аграрии не теряют надежду на возврат своей продукции на российские рынки и не снижают уровень рабочих контактов. В ход идет «народная дипломатия», а некоторые немцы готовы даже на смену гражданства ради спасения своего бизнеса. Немецкое издание Welt сообщило 2 июля о нескольких способах, к которым прибегают иностранцы, чтобы обойти антироссийские запреты. Европейцы рассматривают варианты создания предприятий на территории России, а некоторые готовы даже сменить гражданство на российское.
Если на фоне российско-украинского кризиса немецкие кредиторы в 2014 году отвернулись от России, а многие выводили капитал обратно, то сейчас маятник начал движение в обратном направлении. В 2015 году прямые инвестиции немецких компаний выросли, по данным Бундесбанка, до 1,78 млрд евро, что сопоставимо с годами инвестиционного бума. А в 2016 году может быть установлен новый рекорд. По данным Бундесбанка, прямые инвестиции из Германии составляют только в первом квартале уже почти 1,1 млрд евро. «Это ясно показывает, что вера в позитивное развитие российской экономики и надежда на скорое разрешение политического кризиса возвращаются», – цитирует издание председателя правления Российско-германской торговой палаты в Москве Михаэля Хармса.
Немецкая пресса приводит примеры нескольких немецких компаний, которые смогли обойти санкции или готовятся это сделать. Один их таких – производитель сельхозтехники Claas, который заключил с Россией специальное инвестиционное соглашение. Теперь продукция компании имеет право на госсубсидии и получает ценовое преимущество перед конкурентами в обмен на увеличение инвестиций в производство в России.
Обмен опытом с коллегами из Германии, Финляндии и даже США из-за санкций не прекращался, сказала «НГ» заместитель исполнительного директора Ассоциации фермерских хозяйств (АККОР) Ольга Башмачникова. «Мы за эмбарго, которое позволяет российским производителям замещать на рынке импортную продукцию. Но это не мешает нам сохранять с коллегами, например с Немецким крестьянским союзом, очень тесные связи. В этот союз входят 90% крестьян Германии, и ни один закон, влияющий на их работу, без учета мнения союза не принимается. Нам есть чему поучиться».
По мнению первого зампреда аграрного комитета СФ Сергея Белоусова, немецкий аграрный бизнес не просто ждет скорейшей отмены санкций, но и прилагает значительные усилия для выстраивания новых партнерских связей, которые будут реализованы после нормализации. Расширять сотрудничество с Россией готовы во всех отраслях сельского хозяйства, в лесной отрасли, в области подготовки и переподготовки специалистов. Немцы понимают, что Россия может самостоятельно справиться с наращиванием производства молока, мяса, овощей и фруктов по стандартным технологиям. И поэтому немецкие аграрии, по словам Белоусова, проявляют особый интерес к ведению органического сельского хозяйства.
В Китае в среднем на один гектар вносится 400 кг удобрений, в Европе – 250 кг, а в России только 33 кг, заявил 5 июля глава Минсельхоза Александр Ткачев. Но если министр призывал увеличивать количество удобрений, то немцы, оказывается, считают это нашим конкурентным преимуществом, которое обеспечивает России уникальный экспортный потенциал на мировом рынке органического земледелия, то есть производства экологически чистой продукции.
По оценке специалистов, у нас на 40 млн га залежных сельскохозяйственных земель более 20 лет вообще не вносились удобрения, не применялись гербициды и пестициды. Это настоящий Клондайк для ведения органического сельского хозяйства, считают специалисты. По данным Organics International, в 2010 году в мире органическим сельским хозяйством было занято 37 млн га сельхозземель. По мнению российских экспертов, наша страна на международном рынке экологически чистой сельхозпродукции уже в 2020 году способна занять до 15%. «Органическое сельское хозяйство может стать новой нишей для России и новой сферой влияния в мире», – убежден Сергей Белоусов.