Спрос на услуги в РФ остается ограниченным. Фото Интерпресс/ PhotoXPress.ru
В июне в некоторых секторах российской экономики мог прекратиться спад. Об этом говорит последний опрос менеджеров торговли и сферы услуг. Западные аналитики прогнозируют, что в конце года рецессия в России может завершиться. Однако оживление может оказаться временным, и страна будет пребывать в состоянии вялотекущей рецессии как минимум несколько лет.
Рассчитываемый компанией Markit индекс деловой активности (PMI) сферы услуг в июне составил 53,8 балла, указав тем самым на второе максимальное значение более чем за три года (39 месяцев). Как известно, индекс PMI отражает состояние и динамику общей конъюнктуры рынка. Значение показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже этого уровня – на ее замедление.
Спрос на продукцию компаний российской сферы услуг в июне также остался устойчивым, так как число новых заказов увеличилось. «Данные о новых заказах увеличиваются непрерывно на протяжении пяти месяцев, и последний рост был максимальным с июля 2015 года», – отмечают аналитики.
«Компании российской сферы услуг завершили ранее полученные заказы в июне, что происходит на протяжении последних пяти с половиной лет», – говорится в исследовании Markit. Однако темпы сокращения незавершенных заказов были умеренными. Увеличение незавершенных заказов наблюдалось только в одном из шести исследуемых секторов – в секторе «отели и рестораны».
Впрочем, несмотря на рост деловой активности, компании продолжили сокращать рабочие места. «Однако последнее сокращение рабочих мест было минимальным», – сообщают в Markit.
Сфера услуг впервые за два последних года подала робкие признаки оживления, соглашаются в Центре конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ). «Оценка основных показателей деятельности организаций и рассчитанный на ее основе индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) наконец-то превзошли минимальное значение двух предыдущих кварталов», – сообщает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Вместе с тем, подчеркивает эксперт, пока сложно говорить о том, означает ли это оживление новый позитивный тренд или же это лишь временный эффект. «Возможно, предприниматели приспособились к новой реальности и научились выживать в создавшихся условиях», – полагает Остапкович. Эксперт не видит каких-либо причин для кардинального оздоровления этого сектора экономики, полностью зависимого от состояния потребительского спроса. «Можно предположить, что при отсутствии нового шока больших сюрпризов они не принесут и сфера услуг продолжит дрейф в зоне неблагоприятного делового климата без резкого взлета или падения», – считает он.
Пока же недостаток спроса остается главным препятствием для развития российского сервиса. В частности, во втором квартале на это указало почти треть предпринимателей. При этом пострадали в первую очередь рекламные, риелторские и авторемонтные услуги. Заметно уменьшилась востребованность ломбардов, в то время как ранее они оказывались чуть ли не единственным драйвером роста (см. «НГ» от 01.10.15). «Население, вероятно, смогло приспособиться к более низкому уровню потребления, научилось соотносить доходы с расходами и обходиться без ломбардных кредитов», – делают вывод в ВШЭ.
В итоге отрицательное значение индекса во втором квартале сложилось в большинстве наблюдаемых видов деятельности. Уверенность демонстрировали только руководители туристических, санаторно-курортных и страховых компаний. Туркомпании в разной степени сумели переориентироваться на внутренние направления. Санаторно-курортные предприятия продолжают пожинать плоды краха зарубежного туризма. А страховщики используют преимущество обязательности некоторых форм страхования.
Обнаружились признаки стабилизации и в сфере розничной торговли. Во втором квартале 2016 года эксперты ВШЭ впервые с 2015 года зафиксировали относительное возобновление предпринимательской активности в торговой сфере. Впрочем, небольшая активизация торговли может быть всего лишь сезонным фактором. «Анализ делового климата различных сегментов розничной торговли свидетельствует о тотальной экономии домохозяйств и низкой востребованности на товары практически всех категорий, особенно относящихся к необязательному потреблению», – сообщают они.
Сдержанный оптимизм в сфере услуг и ритейле позволяет надеяться на возможный выход страны из кризиса. Позитивные тенденции отмечают и иностранцы. Так, эксперты международного рейтингового агентства Fitch отмечают, что рецессия в РФ идет к концу и к росту отечественная экономика может вернуться уже к концу текущего года. Вместе с тем в Fitch не ожидают, что возможный умеренный рост ВВП приведет к росту инвестиций или трудоустройства иностранной рабочей силы, «чьи денежные переводы являются ключевым источником дохода для некоторых ближайших соседних стран». К тому же, добавляют в компании, сохраняется неопределенность касательно возможных расходов в преддверии парламентских выборов и среднесрочного фискального плана, который будет объявлен после голосования.
Шансы возобновления роста российской экономики уже в четвертом квартале этого года крайне высоки, что связано не только с растущими ценами на нефть, но и с постепенной адаптацией экономики к новым условиям, соглашаются эксперты «НГ». «Проблемы сохранились, но шок прошел, именно поэтому в 2017 году рост ВВП России может составить 0,5–1%», – говорит зампредправления Локо-банка Андрей Люшин. Технически это указывает на завершение рецессии. «Но, учитывая динамику роста ВВП в других развивающихся странах, экономика которых опирается на экспорт углеводородов, российская экономика еще долгое время будет находиться в «объятиях» вялотекущей рецессии, а шансы очередного падения ВВП в перспективе четырех-пяти лет будут довольно высокими», – говорит он.
Вместе с тем очередное падение цены на нефть или проблемы с исполнением бюджетных обязательств могут легко привести к возобновлению падения экономики еще в текущем году, рассуждает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. «Падение уровня жизни населения России из-за девальвации рубля и волатильность нефтяных цен не позволяют прогнозировать прекращение спада в российской экономике к концу этого года», - говорит он.
Сокращение розничной торговли может завершиться уже в первом квартале 2017 года, однако вряд ли вслед за этим последует отскок. «Доходы населения остаются довольно низкими, и к тому же граждане не готовы отказаться от сбережений в пользу наращивания расходов», – напоминает Люшин. У населения остается не так много денег, как в прежние годы, и к этим свободным средствам люди относятся сейчас намного более экономно, продолжает шеф-аналитик компании TeleTarde Петр Пушкарев.
Срок восстановления ритейла зависит и от вектора экономического развития, продолжает первый зампредправления банка «Югра» Юрий Мельников. «Обсуждаемая заморозка бюджетных расходов в итоге ведет к снижению экономической активности населения, что отразится на ритейле», – поясняет он.
Альтернативой такому варианту, по мысли банкира, может служить идея количественного смягчения, то есть денежной накачки экономики. Драйвером выхода из кризиса служит либо сырьевой сектор, при условии высоких цен на нефть, либо потребительский – при условии доступного кредитования, отмечает начальник управления операций компании «Фридом финанс» Георгий Ващенко. «Потребительский сектор сильно закредитован, и выход из этого состояния требует индексации доходов и (или) снижения ставок», – указывает он. Выход из рецессии, по мысли эксперта, возможен в течение двух кварталов после того, как цена на нефть будет выше 60 долл. за баррель. «При цене ниже 50 долл. рост невозможен», – резюмирует Ващенко.