Глава Центробанка Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов опять пытаются решить судьбу пенсионных накоплений. Фото Петра Ковалева/ТАСС
Чем меньше денег в бюджете, тем больше в правительстве планов пенсионных реформ. При этом направление каждой следующей реформы оказывается прямо противоположным предыдущему. Правительство только что ликвидировало обязательные пенсионные накопления путем их заморозки ради пополнения бюджета. А в Минфине уже готова новая реформа, которая возрождает квазиобязательные пенсионные накопления. Удерживать граждан в невыгодной для них накопительной системе можно будет только хитростью – фактически открыто признают чиновники Центробанка.
«Действительно, у нас в последнее время принимались различные решения по накопительному пенсионному страхованию, оно замораживается. Сейчас мы подготовили вместе с Банком России предложения по созданию системы, в которой наши граждане могли самостоятельно откладывать средства на пенсию, накапливать пенсию в негосударственных пенсионных фондах», – заявил в конце прошлой недели глава Минфина Антон Силуанов.
Чиновник отметил, что добровольные пенсионные накопления будут страховаться, и их можно будет передать по наследству. «Это будет, по сути, такой не материнский капитал, который у нас есть, а пенсионный капитал. Каждый гражданин может формировать себе пенсионный капитал, зная, что эти средства не пропадут, эти средства останутся в любом случае, эти средства гражданин может направить не только на пенсию, но и на здравоохранение, и еще на целый ряд направлений. Но эта система должна заработать», – объясняет глава Минфина.
Заметим, ранее Антон Силуанов уже заявлял о новой пенсионной реформе – добровольной системе формирования пенсионных накоплений, которая должна заработать уже с 2017 года. По словам министра, «речь идет о новом видении накопительной составляющей пенсионной системы».
Тогда же министр объяснял необходимость перехода на добровольную систему формирования пенсии тем, что текущая система может обеспечить пенсионерам только 12–13 тыс. руб. в месяц, в то время как новая система позволит им увеличить свои пенсии. «Чтобы воссоздать эту (накопительную. – «НГ») систему, мы говорим, что каждый гражданин должен формировать себе такие накопления, иметь четкое понимание, сколько средств он накопил», – заявлял министр в интервью телеканалу «Россия 24» в мае этого года.
Чуть позже замглавы Минфина Алексей Моисеев объяснил, что граждане, чей среднемесячный доход превышает 50–100 тыс. руб., смогут копить дополнительно на пенсию сверх того, что им гарантирует государство. Моисеев отметил, что подобный формат пенсионной системы считается наиболее эффективным «как с точки зрения вовлечения людей, так и с точки зрения ответственности людей за пенсионные накопления». При этом чиновник сетовал на то, что государство не в состоянии выплачивать гражданину 40% его заработка на пенсии, если он всю жизнь получал 100 тыс. в месяц. Очевидно, именно поэтому власти и приняли решение переложить ответственность за пенсии на граждан.
В настоящий момент пенсионное обеспечение россиян может формироваться из трех частей: страховая часть, накопительная часть и пенсия по государственному обеспечению.
Работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут – по выбору гражданина – все 22% идти на формирование страховой пенсии.
Прежнюю добровольную накопительную пенсионную систему в ЦБ считают безрезультативной. «Накопительная часть – это безальтернативная история, если мы хотим обеспечить для наших граждан переход от потери основного источника дохода – заработной платы», – считает первый зампред Центробанка Сергей Швецов. Начинать копить на пенсию необходимо как можно раньше, уверен чиновник. При этом чиновник как бы невзначай обходит тот факт, что накапливать деньги или даже просто их сохранять в России невозможно. Об этом говорят не только десятилетия пореформенной России, но также опыт СССР и Российской империи.
И хотя финансовые власти РФ так и не создали возможность для накопления, они уверены, что смогут завлечь в убыточные «накопления» миллионы доверчивых россиян. Швецов, в частности, рассчитывает на деньги половины всех россиян. Правда, для этого необходимо немного «пофантазировать».
«Давайте пофантазируем, что мы выстроили правильную коммуникацию и что у нас нет факторов, отталкивающих людей от участия в этой системе. Исходя из того, что около 60% в нашей стране все-таки получают легальные зарплаты, я думаю, что от этой цифры 80% будут участниками этой системы, то есть примерно половина нашего населения», – цитирует Швецова Reuters.
А чтобы удержать граждан в убыточной для них системе, в ЦБ придумали разные мелкие хитрости. В частности, чтобы отказаться от навязанной накопительной системы, гражданам придется совершить много специальных действий. «Мы проанализировали зарубежный опыт – в принципе люди не очень хотят совершать много активных действий, если они точно не понимают, зачем им это нужно», – откровенно объясняет зампред ЦБ.
То есть чтобы оказаться в новой накопительной системе, гражданам ничего делать не придется. Новая накопительная система будет работать как бы по умолчанию. «Но чтобы в ней не участвовать, нужно прийти написать заявление, что я такой-то, в твердом уме и твердой памяти сознательно лишаю себя будущего. Как-то так. Большинство людей не будут этого делать. Тем более что старт системы начнется не с 6%, а все-таки начнется с более меньшей суммы – возможно, это 1% или, может, даже меньше. И это не та сумма, ради которой человек будет подвергать себя мукам отказа от своего будущего», – объясняет Швецов вторую хитрость для обмана граждан.
Первый зампред Центробанка Сергей Швецов предлагает включать россиян в новую накопительную систему по умолчанию. Фото РИА Новости |
Многие эксперты скептически восприняли новые предложения ЦБ и Минфина, сообщает Reuters. По оценке главы совета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергея Белякова, число желающих участвовать в новой системе будет стремиться к нулю. «На первом этапе, наверное, действительно будет эффект «молчуна», когда нежелание совершать активные действия сохранит какую-то определенную сумму в системе накопительного компонента», – не исключает он. Но как только граждане с падающими доходами, невысокими зарплатами, высокой степенью закредитованности и абсолютной неуверенностью в завтрашнем дне получат первые квитанции от работодателя, где увидят, что размер их отчислений выше, потому что часть средств переводится в систему, быстро примут решение из этой системы выйти, уверен Беляков. «Власти транслируют совершенно разные сигналы... Эти танцы формируют недоверие к пенсионной системе в целом. И когда гражданин получает такие сигналы, у него возникает уверенная картинка, что лучше свои деньги никому не отдавать», – подчеркивает представитель АНПФ.
Прежде чем заморозить пенсионные накопления, власти предоставили гражданам выбор – участвовать в накопительной пенсионной системе или остаться полностью в распределительной системе. В результате больше половины граждан РФ выбрали участие в обязательной накопительной пенсионной системе, а значит, их мнение необходимо учитывать при выборе модели пенсионной системы в России, считает бывший министр финансов Алексей Кудрин. Экс-министр финансов высказывался против отмены обязательной накопительной пенсии и ранее. «Она в значительной степени реализуется, она работает на рынке. Я не вижу причин от нее отказываться», – подчеркивал он. В случае же ее отмены больше половины нынешних участников такой накопительной системы уйдут, и добровольно будут участвовать, по оценкам Кудрина, «в лучшем случае процентов 25».
По мнению же экспертов, предложение Минфина не более чем очередной способ отъема пенсионных денег у граждан. «И история с накопительным компонентом уже это показала. Для самих пенсий новая система ничего не даст», – подчеркивает профессор-исследователь Высшей школы экономики (ВШЭ) Наталья Тиханова.
С такой оценкой эксперта согласен и директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. «Государство так или иначе намерено пополнять свои резервы и каким-то образом мобилизовывать то, что называется традиционно длинными деньгами. Возможно, что этим новым вкладам будут даны какие-то дополнительные льготы. Может быть, будет расширен список инструментов, в которых можно инвестировать. Я думаю, что это попытка каким-то образом спасти лицо после предыдущих неудач и создать какую-то новую схему», – цитирует его радио «Эхо Москвы».
Расчет властей на то, что люди просто поленятся выходить из новой системы, вполне может оправдаться. «Стоит помнить, что у нас фантастически неграмотное в этом смысле население. Треть россиян проживает в сельской местности», – подчеркивает Тиханова. Однако это не значит, что россияне будут доверять новой добровольной пенсионной системе. «Когда мы воспринимаем наше население как объект – сложно рассчитывать на доверие с его стороны», – полагает эксперт ВШЭ. К тому же, напоминает она, в развитых странах все решения о пенсионном обеспечении принимают довольно тщательно, и после эти решения не меняются как минимум в течение 30 лет. «У нас же за последние несколько лет проводилось пять пенсионных реформ», – сообщает Тиханова.
Для самих граждан в текущей ситуации куда более эффективным решением проблемы будущей пенсии может стать открытие привлекательного сберегательного вклада, который они будут периодически пополнять. «Для чего при этом дополнительно создавать какие-то пенсионные фонды, вступать с ними в отношения, потом ожидать, смотреть на доходность их вложений, которые в общем-то в России, скажем так, редко бывают очень впечатляющие», – резюмирует Иноземцев.